Сегодня:

— Мам, ну когда ты родишь мне братика? — этот вопрос прозвучал рядом со мной в салоне переполненного автобуса. Его задала своей симпатичной маме, сидевшей на соседнем сиденьи, девчушка детсадовского возраста.
— Ты чего, Вика, — смутилась мама, — какого ещё братика?
— Как у Наташи тети Галиной!
— У Наташи — три комнаты, а у нас — одна. Где твой братик будет жить, на потолке?

Тема, затронутая малышкой в переполненном автобусе, для меня получила продолжение позже. В семье бывшего коллеги праздновали рождение дочери. После «торжественной части», разговор перешёл в другую плоскость. Выяснилось, что из восьми присутствующих пар, в возрасте, от 23 до 44 лет, дети были только в шести семьях. У четверых было по одному ребёнку, двое — в одной семье, и трое — тоже в одной семье (самой старшей). Две молодые пары о наследниках пока не думали. По их словам, не позволяет отсутствие жилья и уровень достатка. На мой вопрос: «А разные пособия?», мне популярно объяснили, что «декретные», единовременное пособие на рождение ребёнка (4500 рублей), пособие на период отпуска по уходу за ребёнком (500 рублей ежемесячно в течение полутора лет), и последующие 70 (если мать-одиночка, то 140) рублей ежемесячных «детских» ( их платят только малоимущим), сегодня проблему не решают. О ребёнке, по мнению большинства, можно думать только если в семье стабильный доход и нормальное жильё.

Интересно, о чём думали наши родители, живя в коммуналках, общежитиях и снимая углы, получая 70-80, если повезёт, то аж 120 рублей советской зарплаты, когда они дарили жизнь нам? Конечно, в те времена не было дорогих средств для ухода (памперсов, к примеру), и детского питания, цена которого — на уровне деликатесов. Вместо памперсов — марля, вместо «Пюре из курицы с овощами» — манка.

И всё же сегодня рождаемость, медленно, но растёт. Об этом свидетельствует статистика. В 2000 году в городском родильном доме, перед его закрытием на капитальный ремонт, появились на свет 1362 малыша. В 2002 году (после ремонта) там приняли 1842 младенца. В году текущем, каждый месяц рождается в среднем 160 детей, и если эта тенденция сохранится, то к концу года здесь примут 1920 новорождённых. В будущем году их число может перевалить за 2 тысячи. Рост рождаемости нагляден. С чем это связано? Свой вопрос я адресовал главному врачу этого медицинского учреждения, акушеру-гинекологу высшей категории Виктору Евлантьевичу Сидоровскому.

— Могу сказать, что лет десять-двенадцать назад, два новочеркасских родильных дома, наш и в промышленном районе, стояли полупустые. Это было время экономического кризиса. Рождаемость была низкой. В то время, чаще всего, дети появлялись в семьях недавно созданных, то есть — первенцы. Второй «плановый» наследник был тогда явлением редким. Сейчас растёт число семей, которые заводят второго, а то и третьего ребенка. Я считаю, что это закономерный результат подъёма экономики. Улучшается достаток в семьях, условия жизни, и люди позволяют себе увеличение семьи. Должен сказать, что на рост рождаемости в нашем родильном доме влияет и то, что к нам едут женщины из соседних городов, станиц и посёлков. Мы принимаем всех, поскольку за них платит областной фонд медицинского страхования. А то, что они стремятся именно к нам, думаю, это результат «народной рекламы» нашего родильного дома, условий, которые здесь созданы для наших пациенток.

С позволения Виктора Евлантьевича, и с согласия самих женщин, я задал им несколько вопросов. Беседовал с теми из них, которые стали мамами вторично.
Марина, жительница станицы Кривянской, ровно два года назад родила сына. Четвёртое октября текущего года стало днём рождения её дочери Настеньки. Говорит, что пополнение семьи произошло по плану, ребёнка ждали, к его появлению готовились. Сама Марина росла в семье, где было трое детей, и она считает, что ребёнок ни в коем случае не должен быть один. На кого в жизни можно опереться, если не на братьев и сестёр? Достаток и условия в её семье позволили завести второго малыша. Остановятся ли на достигнутом? Там будет видно.

В соседней палате мы поговорили с Ольгой, жительницей центральной части города. «Здесь пришлось «кесарить», — пояснил Виктор Евлантьевич, — другого выхода не было, зато сын родился на 5 килограмм!» Богатыря назвали Семёном, его мама, три с половиной года назад, в этом же родильном доме, рожала первенца. Тогда ей тоже делали кесарево сечение. Ольга знала, что ей придётся вторично перенести это оперативное вмешательство, но желание ещё раз стать матерью, было сильнее страха. «На что не пойдёшь, ради детей, — сказала Ольга (во время нашей беседы она лежала под капельницей), — одному ребёнку в семье будет скучно, а вдвоём им и расти, и жить потом будет веселее».
Для Люси, мамы новорождённого Давида, этот малыш стал «сюрпризом», три года назад у неё родилась дочь. О втором ребенке в принципе не думали, но его появлению очень рады, тем более, что всегда мечтали о мальчике. Экономика семьи второго наследника выдержит.

Все женщины говорили о великолепных условиях родильного дома (перемены особенно заметны для тех, кому пришлось рожать здесь до ремонта), о чутком и внимательном отношении персонала.
— Да, вы знаете, у нас подобрался замечательный коллектив, — с гордостью говорил о своих коллегах Виктор Евлантьевич, — основной костяк у нас сложился давно. Я думаю это совершенно особенная область медицины, ведь мы помогаем появиться человеку на свет. И к этому чуду привыкнуть невозможно. Бывает, тут так кричат на весь двор: «У меня сын родился! У меня — внук!», это отцы, или дедушки приходят проведать роженицу, а им сообщают радостную весть. И для нас это радость огромная. А ещё очень радостно для нас то, что после ремонта не было ни одного тяжёлого исхода родов для матерей (постучим по дереву!), хотя патологий много. Причин их роста несколько. С одной стороны, — повысилось качество диагностики (то, что раньше не замечали, сегодня выявляется), с другой стороны, — конечно, условия жизни будущих матерей, а самое печальное — это, на мой взгляд, низкая санитарная культура населения. Очень много курящих женщин. Представляете? У нас женщины курят в родильном доме! Ну куда это? Я уже не говорю о наркоманках… Ребёнок у такой женщины едва рождается, и у него начинается настоящая «ломка». Немало женщин пренебрегает элементарными правилами поведения и режима жизни для беременных. Тут вот одна женщина пришла на приём к терапевту с жалобами на сердце, тот осмотрел её и предположил что она беременна. Родила она чуть ли не на следующий день! Звучит как анекдот, только это реальная ситуация. Или ещё случай. Небогатая многодетная семья. Спрашиваем у женщины: ну зачем вам восьмой ребёнок? Отвечает, что на пособие, которое ей полагается при рождении ребёнка, она сможет приобрести уголь на зиму. Ну это, конечно, частные случаи, а в основном, мы видим, что люди с оптимизмом смотрят в будущее. Вы же сами с женщинами разговаривали. Почувствовали их настрой, их надежду на лучшее? Я считаю, что если люди заводят второго, а то и третьего ребёнка (а таких всё больше), то это очень хороший признак!

И при этом, было бы, наверное, здорово, если бы правительство нашей огромной и богатой страны, обратило на молодых родителей более пристальное внимание. Жильём бы как-то помогло, и выплаты при рождении детей повысило. Наверняка и рождаемость росла бы быстрее. Может быть, тогда и мечта Вики о братишке исполнилась.

Фото автора.
row['name']