Сегодня: 20 апреля 3031, Среда

Эта статья завершает серию материалов о нарушении прав инвалидов и является своеобразным отчетом о том, как мы отмечаем Европейский год инвалидов.
2003 год объявлен Европейским годом инвалидов. Тема года: “Независимый образ жизни и средства к существованию”. Европейцы хотят видеть своих инвалидов не пациентами и объектами благотворительности, а полноправными гражданами, полностью интегрированными в общественную жизнь. Вслед Европе (равняйся на прогресс!) смотрит и Россия. Стараниями Президента (указ Президента РФ “О проведении в РФ года инвалидов” от 1 апреля 2003 года) мы в России теперь тоже живем в инвалидном году.

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ – САМОЕ СОВРЕМЕННОЕ В МИРЕ!
В ноябре 1995 года после долгих мытарств (согласований, обсуждений, тройного вето Президента Ельцина) закон “О социальной защите инвалидов в РФ” все же был принят. Концепция закона и многие его положения разработаны “Всероссийским обществом инвалидов”. Было придумано и достойное название – “Закон о правах инвалидов”. Но наши российские чиновники, как черт ладана, боятся даже употребления слова “права” рядом со словом “инвалиды”. Посему термин “социальная защита” прочно вошел в нашу жизнь. Остается непонятным, кого и от чего защищают – инвалидов от здоровых и государства или же, наоборот, — государство и здоровых от инвалидов.

Многие западные эксперты до недавнего времени хвалили российское законодательство по проблемам инвалидности и инвалидов как самое прогрессивное и современное, в основу которого были положены такие Международные документы, как “Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов” ООН, “Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности” и другие.

Основной смысл закона “О социальной защите инвалидов в РФ” — как раз не социальная защита, а – предоставление равных возможностей! Что это означает? В нынешних экономических условиях определенные льготы, установленные квоты и меры государственной поддержки позволяют инвалидам реализовать свои конституционные права – на образование, труд, отдых, свободу передвижения. Такое положение существует не только в России, но и в странах западной демократии, где инвалидов так и называют – “люди с ограниченными возможностями”. Предоставляя им и их общественным организациям льготы и квоты, государство как бы уравнивает возможности физически ограниченных людей со здоровыми гражданами. Материальное обеспечение (пенсии, социальные пособия) давно не ставится во главу угла. Речь давно уже идет не о том, чтобы “накормить” инвалидов “рыбой”, а о том, чтобы снабдить “удочкой” и научить ею пользоваться. В этом и заключается основная идея Европейского года инвалидов – интеграция людей с ограниченными возможностями в современное общество.

“ПОДАРКИ” К “НОВОМУ” ГОДУ
По официальным данным, далеко не полным, в России зарегистрировано в органах социальной защиты населения около 11 миллионов инвалидов, из них – 600 тысяч детей. По подсчетам общественных объединений инвалидов эта цифра составляет – 14 миллионов, то есть около 10 % россиян. Если учитывать, что у инвалидов есть семьи, родственники, то процент людей, которых эта проблема так или иначе затрагивает, значительно больше. И это при общем росте инвалидности и смертности.

Казалось бы, в таких условиях надо все более развивать законодательство, увеличивать финансирование на реализацию уже действующих законов, что впоследствии даст возможность инвалидам не только реализовать свои права, но и стать экономически независимыми, конкурентоспособными на рынке труда.
На деле все иначе. С начала 2002 года значительно урезаны льготы общественным объединениям инвалидов и их предприятиям, что привело к стремительному сокращению рабочих мест, свертыванию реабилитационных, образовательных и культурных программ. Если раньше в системе только одного Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) каждый год число работающих инвалидов увеличивалось на 2-3 тысячи человек, то после лишения ВОИ льгот, число работающих только за 2002 год сократилось на 10 тысяч. Такая же ситуация в других всероссийских организациях. Назову только самые крупные из них: Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество слепых ВОС), Союз Чернобыль, Союз инвалидов Афганской войны. Несмотря на инфляцию, сокращается финансирование, обеспечивающее реализацию закона “О социальной защите в РФ”. Пока худо-бедно он выполняется только в части предоставления льгот по оплате коммунальных услуг и проезду на общественном транспорте. Создание же реабилитационных центров, образовательных учреждений, приспособление среды обитания под нужды инвалидов – далекая и пока еще неосуществимая мечта.

Для инвалида Россия – страна бесконечных барьеров – физических и чиновничьих. И в самом деле, закон действует уже восемь лет, а где вы видели приспособленные для инвалидов-колясочников учебные заведения (школы и вузы), объекты культуры и отдыха, транспорт (автобусы, поезда, самолеты, метро), медицинские и социальные учреждения, магазины? В большинстве городов России пандусами, подъемниками и лифтами не оснащены даже здания, где расположены собесы. Неоднократно я видела картину, когда инвалида заносят на руках в собес, суд, библиотеку, школу, техникум, университет, поликлинику, ЗАГС. Недвусмысленным образом нарушается не только статья закона “О социальной защите в РФ”, но и Конституция РФ, где свобода передвижения декларируется, как неотъемлемое право каждого гражданина.
Большинству инвалидов для реализации их конституционных прав на образование, труд, отдых требуется создание особых условий. Наиболее частая рекомендация Медико-социальной экспертизы так и звучит: “Может работать в специально созданных условиях”. Пока же массовое нарушение закона “О социальной защите инвалидов в РФ” и Конституции допускает именно государство. До недавнего времени этими проблемами активно и результативно занимались общественные объединения инвалидов. Они создавали рабочие места, приспособленные для людей с ограниченными возможностями, реализовывали реабилитационные и досуговые программы. Сейчас предприятия ВОИ, ВОС и ВОГ закрываются, потому что без предоставленных ранее льгот становятся нерентабельными, ведь инвалиды не могут конкурировать со здоровыми людьми в производительности труда. Люди теряют работу, а общественные организации инвалидов доход, который шел на осуществление уставной деятельности, то есть на реализацию социальных программ.
Сложившаяся ситуация грозит общественным организациям инвалидов (ООИ) самоликвидацией. Создавая свои организации, инвалиды не собирались сидеть на госбюджете, не надеялись на благотворительность, а пытались, используя государственную поддержку, самостоятельно заработать на реализацию своих программ, дать возможность людям с ограниченными возможностями получить образование, работу в структурах ООИ. В 1995 году ВОИ, например, создало систему Центров подготовки кадров, которая работает по сей день, готовя лидеров и юристов общественных объединений, менеджеров и бухгалтеров организаций и предприятий ВОИ. Прошедшие обучение, трудоустраиваются и помогают другим инвалидам реализовать свои права и возможности.
Тяжелым ударом для всего инвалидного движения стала бы самоликвидация, например, такой общественной организации, как ВОИ, которая объединяет 2 миллиона человек!

ТАК БЫЛО: РАЗВАЛ ВИКО – РОКОВАЯ ОШИБКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Ситуация, сложившаяся сейчас с организациями инвалидов, не нова. 8 декабря 1921 года было создано и активно работало до июля 1960 года “Всероссийское производственно-потребительское объединение инвалидов” (ВИКО). ВИКО ставило своей целью трудоустройство инвалидов путем создания собственных артелей и цехов для надомников, улучшение материального положения, бытовых и жилищных условий инвалидов, повышения их культурного уровня. Для этого ВИКО развивало собственное строительство жилья, а также детских садов, домов отдыха, клубов, спортивных сооружений и профессиональных школ. Регулярно осуществлялась подготовка кадров, проводились смотры художественной самодеятельности, организовывались спортивные соревнования. Спартаковским болельщикам, наверное, будет интересно узнать, что Всероссийская кооперация инвалидов стала соучредителем этого спортивного общества, под знаменами которого она выступала на спортивных аренах. Артели инвалидов жили на полном хозрасчете: на все свои нужды, в том числе и на развитие производства, зарабатывали сами. Помощь государства заключалась лишь в налоговых льготах. К концу 1950-х годов Промкооперация инвалидов объединяла 4252 артели, с числом работающих 218,9 тысячи человек и выпуском валовой продукции в объеме 22 миллиардов рублей. Инвалидам принадлежали созданные ими предприятия, дома культуры и отдыха, санатории, административные здания. Все было заработано самими инвалидами и принадлежало им даже в период коллективизации и индустриализации — “великих социальных побед” над здравым смыслом. Долгие годы инвалиды жили в условиях подлинной кооперации, остававшейся островком в мире государственной собственности.

В июле 1960 года постановлением ЦК КПСС И Совета Министров России промысловая кооперация инвалидов была полностью ликвидирована, а ее имущество экспроприировано и передано в государственную собственность.
Так был нанесен сильнейший удар по инвалидному движению России, ибо вопреки желанию инвалидов была уничтожена их самая влиятельная и мощная организация.
Последствия ликвидации артелей не могли не сказаться на росте безработицы среди инвалидов, на ухудшении их материального и духовного состояния. Заполучив инвалидные предприятия, министерства и ведомства, местные власти поставили их в те же самые условия, что и свои собственные. Как дамоклов меч, повис над коллективами постоянно растущий план. Началось постепенное вытеснение работников-инвалидов с предприятий, которые еще недавно им принадлежали.
Говорят, история повторяется в виде фарса… Государство в очередной раз хочет превратить инвалидов из собственников и хозяев своей судьбы в немощных иждивенцев, огражденных барьерами чиновничьего непонимания и равнодушия.

ТАК ЕСТЬ: ПОСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОГРАНИЧИВАЮТ
ИНВАЛИДОВ В ПРАВАХ

Всё началось отнюдь не банально: Новочеркасский Ростовского областного подчинения интернат для инвалидов и престарелых подал в суд на своих подопечных. Те отказывались подписать договор, по которому должны были «добровольно» отписать 75 % своей пенсии в пользу интерната. Мотивировка – оплата стационарного обслуживания. 17 апреля 2002 года вышло Постановление Правительства РФ «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», которое противоречит действующему федеральному закону «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов». На основе этого весьма противоречивого и явно недоработанного документа Министерство труда и социального развития России насочиняло еще более интересные в правовом отношении документы, исходя из которых выходит, что инвалиды должны оплачивать свое проживание в учреждениях стационарного типа дважды. Оказание социальных услуг по закону «О социальном обслуживании инвалидов в РФ» и «Перечню гарантированных государством социальных услуг» производится для различных категорий инвалидов — бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты. Все зависит от величины пенсии инвалида по отношению к прожиточному минимуму. Постановление правительства вводит отдельную плату за «стационарное обслуживание», словно бы не замечая, что таковое является формой оказания социальных услуг. В казуистике социального законодательства может разобраться только специалист. Но специалистам Минтруда России это совершенно невыгодно, поскольку система в случае справедливого и законного решения вопроса теряет огромные деньги, которые сейчас так стремится получить. Деньги эти – пенсии инвалидов, проживающих в домах-интернатах. Поскольку Пенсионные законы не предусматривают изъятия пенсий у их получателей, Минтруда хочет принудить инвалидов заключить договора на обслуживание. Используются различные способы – от запугивания беспомощных, прикованных к постели людей, до судебного разбирательства.

Новочеркасский городской суд вынес решение в пользу Дома-интерната, обязав инвалидов платить за услуги, которые по закону государство предоставляет бесплатно. Коллегия по гражданским судам Ростовского областного суда оставила это решение в силе, поскольку Минтруда разъяснило судьям, что скоро закон «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов», как и другие социальные законы, будет переписан в соответствии с новой государственной политиков в отношении инвалидов. Эта политика, видимо, направлена на защиту государства от инвалидов, на ограничение их реальных прав и без того нереализованных возможностей. По закону социальные учреждения, в том числе и дома-интернаты, должны защищать права инвалидов и являются как бы их законными представителями, а часто и опекунами. Интересное у нас общество, в котором опекуны судятся с опекаемыми!

Дальше – больше. В конце июня текущего года Министерство труда и социального развития обратилось в общественные организации инвалидов с просьбой дать заключение на проект документа, в котором предлагается по-новому определять критерий нетрудоспособности. Хочу заметить, что с введением нового пенсионного законодательства у нас больше нет пенсий по инвалидности, а есть только пенсии по утрате трудоспособности. Новый законопроект предлагает установить порядок, при котором третья степень ограничения трудоспособности, сейчас соответствующая первой группе инвалидности, будет устанавливаться только тем, кто работать не может ни в коем случае ни при каких обстоятельствах. По данному положению советский писатель Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь» был бы признан трудоспособным и пенсию бы не получал. Инвалид по слуху и зрению, доктор наук Александр Суворов, который пишет стихи, научные статьи, выступает с лекциями, также не будет признан нетрудоспособным и соответственно лишен пенсии. Основные критерии получения пенсии по инвалидности — совокупность трудовых, бытовых, социальных ограничений. Сейчас предлагается руководствоваться только ограничением трудоспособности. Стало быть, инвалид должен теперь заработать на медицинское, реабилитационное и социальное обслуживание самостоятельно или просить государство об адресной помощи. А адресная помощь – эта та же подачка и зависит от благосклонности чиновника, в то время, как пенсия – гарантирована государством.

Кроме всего прочего, трудоустройство для инвалида не столько средство к существованию, сколько возможность реабилитации и общения. Инвалид ни при каких обстоятельствах не может работать наравне со здоровым, на то он и человек с ограниченными возможностями. Найти работу тоже не просто, тем более в условиях сокращения рабочих мест в системе ООИ. А как жить без пенсии и без работы? Опять идти на поклон в социальные службы за адресной помощью?
Складывается впечатление, что свои финансовые проблемы государство пытается решить за счет людей с низкими доходами и без того ограниченными возможностями. Ведь среди тех, кому правительство предоставило значительные льготы, есть нефтяные и газовые компании, а организаций инвалидов нет.

ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ ШУТКА ПРЕЗИДЕНТА
За последние три года Владимир Владимирович Путин встречался с руководителями общественных организаций инвалидов дважды – в декабре 2000 и ноябре 2002 годов. Президент Российской Федерации, как гарант Конституции, на этих встречах пообещал вернуться к прежнему законодательству для инвалидов и продолжать, как того требует закон «О социальной защите в РФ» ( статья 33), советоваться с общественными объединениями инвалидов при разработке новых законопроектов. В ходе встреч были разработаны наказы Президента своему Правительству. Но, увы, ни одно из поручений Президента Правительством до сих пор не выполнено. Экономия на инвалидах продолжается, хотя плановый профицит бюджета в 2003 году составляет 72 миллиарда рублей, а за три последних года он намного превысит 500 миллиардов.

26 мая в передаче «Новое расследование с Николаем Николаевым» на канале ТВЦ депутат Государственной Думы незрячий инвалид Олег Смолин огласил открытое письмо Президенту России в надежде, что тот рассмотрит поставленные вопросы и поручит администрации и Правительству ускорить исполнение поручений, данных им по итогам встреч с руководителями общественных объединений инвалидов. На сегодняшний день голос Олега Смолина в защиту инвалидов и их общественных организаций остается гласом вопиющего в пустыне.
Указ Президента «О проведении в РФ года инвалидов» датирован 1 апреля 2003 года. В нынешних условиях это выглядит, как жестокая и бесчеловечная шутка.