Сегодня:

В № 37 «В» была опубликована статья “ЖКХ: курсом на централизацию”, в которой начальник “Жилремонтуправления” А. Власов высказал свои взгляды на перспективы развития ЖКХ в нашем городе. В числе прочих вопросов, в статье была также затронута и проблема эффективности работы товариществ собственников жилья (ТСЖ) по обслуживанию жилого фонда.

После выхода в свет очередного номера нашей газеты, в редакцию стали обращаться председатели и жильцы ТСЖ, несогласные с высказанными в статье суждениями. Наш корреспондент встретился с их инициативной группой в кабинете у начальника отдела ТСЖ департамента городского хозяйства А. Лебедева. Участники встречи согласились, что руководитель крупного муниципального коммунального предприятия А. Власов, разумеется, имеет право высказать на страницах печати свое мнение. Однако на любую проблему всегда можно взглянуть под разными углами зрения. В данном случае мои собеседники посчитали просто необходимым привести свои аргументы в защиту ТСЖ.

Закон о товариществах собственников жилья предусматривает самостоятельное управление жильцов своим жилым фондом. ТСЖ – это форма управления комплексом недвижимого имущества. В том числе, они имеют право создать собственное мини-домоуправление. Чаще всего речь идет о маленькой местной структуре с штатом из 2-3 человек, максимально приближенной к нуждам и потребностям жильцов. Председатель и бухгалтер – вот и все. Все остальные работники, включая сантехника, электрика, ответственного за электробезопасность и т.д. в штате просто не нужны и привлекаются для разовых работ по договору. Не нужна ТСЖ и собственная опрессовочная машина, ведь достаточно заключить разовый контракт со специализированной организацией. Вызов “аварийки” также оплачивается согласно квитанции и представленного счета на замену оборудования. “Я считаю, что наиболее эффективно запросы населения сейчас могут удовлетворить только в ТСЖ” — считает А. Лебедев. Люди должны и имеют право сами распоряжаться своими деньгами. Если не получается самим – ТСЖ может нанять управленческую компанию, может заключить договор на обслуживание жилого фонда с любой организацией, ведомственной, муниципальной или частной, которая имеет соответствующую лицензию. Стремление же к монополизму эксплуатирующей организации в случае с ТСЖ представляется явно излишним.

Пример одного ТСЖ не является показателем. Сейчас их 93, активно и достаточно успешно работающих. Можно было бы говорить о снижении количества ТСЖ и даже об их упадке, но дело в том, что раньше в отчетах показывались больше ста ТСЖ, хотя реально их было не больше восьмидесяти. Дело в том, что еще в 95-97-м годах в Новочеркасске были созданы несколько “липовых” товариществ. Жильцы самих домов ничего об этом не знали. Судить по таким домам о всех ТСЖ отнюдь не стоит. И если в каком-то единичном ТСЖ жильцы не нашли себе достойного председателя, перессорились и потому перешли на обслуживание в муниципальное предприятие по эксплуатации жилья, то это их право и что из этого получится, покажет время. Как правило, жилой фонд ТСЖ содержится значительно лучше, чем аналогичные по возрасту и состоянию муниципальные дома.

Участница разговора И. Родионова является председателем 70-квартирного ТСЖ, существующего с 1998 года по ул. Флерова, 4. К ней на прием очень часто приходят люди из окрестных муниципальных домов за консультацией и помощью. Слишком уж трудно достучаться до неповоротливых обслуживающих организаций и, тем более, добиться от них выполнения своих обязанностей в полном объеме. Одним словом, ТСЖ можно назвать наиболее эффективной современной формой управления недвижимостью, хотя законодательная база здесь еще не до конца разработана. Если же кому интересно, то можно подъехать почти в любой ТСЖ и своими глазами увидеть разницу между ним и соседними домами, стоящими на обслуживании у централизованных организаций. Адреса вам могут дать в отделе ТСЖ департамента городского хозяйства.