Сегодня:

Пели ребята на фестивале «Алые крылья», который проходил 12-14 сентября в городе Красный Сулин. Авторская песня, как утверждают многие, жанр позабытый и непопулярный. То ли дело попса. Но «забытый и непопулярный» собирал и собирает авторов и исполнителей на всевозможных фестивалях, музыкальных тусовках, на самой большой из которых, фестивале имени Грушина в Самаре, встречаются каждый год до 120 тысяч человек. Другое дело, что жанр авторской песни — не громкий, совершенно не коммерческий, не потрясает ярким бесшабашным шоу, а просто живет, любит и учит. Авторская песня — это не только концерты и фестивали, но и большая мастерская, в котле которой выпариваются, выкристаллизовываются таланты. Причем, в этом жанре мало хорошо петь и играть, красиво излагать свои мысли и даже мало представить на суд друзей прекрасную поэзию, интонированную музыкой. Хорошая песня здесь не случайность, а результат духовной, интеллектуальной работы над собой, слепок человеческой жизни, где есть все — радость, страдание, ложь, предательство, прозрение, любовь.

Поющие поэты — это большая дружная семья, члены которой рассеяны по всей стране и съезжаются на фестивали из разных городов и сел. Казалось бы, фестиваль в Красном Сулине далеко не масштабный, местный, но вот встречаю корифея жанра авторской песни краснодарца Руслана Шмакова и его не менее знаменитого земляка Юрия Васина. На ступеньках у входа в домик сидит с гитарой Александр Ярославицкий из Батайска. Его лирические и философские песни известны многим любителям авторской песни, они просты, чисты и незаурядны. Саша — майор милиции, и я невольно отмечаю про себя — вот бы побольше таких ребят работало в нашей милиции. Алексей Бурцев, геолог, доцент ЮРГТУ, не только потрясающий автор, но и замечательный артист. Он может спеть, вернее изобразить, буквально все и славится тем, что наравне со своими великолепно (иногда лучше самих авторов) поет чужие песни. Бурцев — старпом нашего «Старого кораблика» — собирает «матросов» на распевку. Я в это время тусуюсь с поэтами, мне надо еще провести поэтическую мастерскую до начала конкурсного концерта. А там — работа в жюри. Корабликовцы (а нас на фестиваль приехало 12 человек) репетируют клубное приветствие. В конкурсном концерте участвует только Александр Марцевой, но он не слишком волнуется — наш лауреат областного фестиваля «Перекресток» в номинации «поэзия». Остальные ребята — победители уже такого большого числа конкурсов и фестивалей, что отбирать призы у местных авторов не хотят. Да их в конкурсный концерт никто и не пустит — статус не тот. Корабликовцы — почетные гости и отдуваются по полной, выступая наравне с такими корифеями, как Шмаков, Бурцев, Ярославицкий, Васин.

Процедура фестиваля в общем обычная — мастерские по секциям «поэзия», «авторская песня», конкурсный концерт, вручение дипломов и призов, гостевой концерт. А потом — песни до утра.

Интересно и поучительно, какие песни поют молодые? А их — от 15 до 25 лет на фестивале большинство. Если два-три года назад не было отбоя от авторов, поющих лирику и претендующих на раскрытие жизненной философии, то теперь ситуация изменилась в пользу песен если не политических (многие из которых в юмористическом жанре), то героических, осмысляющих нашу историю и через ее восприятие — сегодняшний день. Поэтому, наверное, столь популярны в среде поющей молодежи песни Олега Медведьева. Название одной из песен Медведьева «Алые крылья» и дало имя красносулинскому фестивалю. Заметна также и тенденция к смысловому «утяжелению» текстов. Сейчас почти не встретишь песен о рюкзаках и походах, простеньких и незамысловатых сюжетов. Сложные баллады, включающие в себя диалоги, а среди инструментов не только гитара, но и флейта, скрипка. Судя по тому, что поют ребята, начинаешь понимать — это далеко не потерянное поколение, и они не только имеют четкие цели в жизни, но и понимают сущность происходящего в мире.

«И в этом корень надежды,
источник вечного знанья,
что Билли Гейтс не канает
супротив Че Гевары,
что скоро новых мальчишек
разбудят новые песни,
поднимут новые крылья,
алые крылья».
(О.Медведьев).