Сегодня: 19 апреля 0613, Понедельник

«…Мы созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу — противно природе: но досадовать на людей и чуждаться их и значит им противодействовать».
Марк Аврелий, римский император.

На сайте novocherkassk.ru вот уже несколько месяцев идет дискуссия о сути городской власти. Высказывания самые разные — критические, доброжелательные, конструктивные и просто — оголтелая ругань. Поскольку народ выражает свои мысли под «никами» (вымышленными именами), то и говорит свободно, раскованно то, что думает. Сайт этот очень полезный для нашей администрации, поскольку мысли на нем «не заказные», а власти всегда полезно знать, что о ней народ думает.

ОЖИДАЕТ ЛИ НАС «ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ»?
Одна из главных претензий дискуссантов, да и многих горожан, не заходящих на novocherkassk.ru, заключается в том, что многие считают порядок, сложившийся в городе — казарменным. Не без того. Мэр у нас не бабочка, а как-никак — генерал. Но давайте посмотрим, почему у нас в городе, а заодно и во всей стране начали «править бал» военные? (Даже президент — не исключение — представитель силовых структур).

Вернемся в недавнее прошлое. Мы радостно приветствовали демократические изменения и наивно полагали, отвернувшись от социализма, что построим капитализм с человеческим лицом. Мы так были заняты этим благородным занятием, что не заметили, как развалилась империя, созданная и тщательно сберегаемая многие века усилиями наших предков. На Западе ликовали. А как интересно отреагировали бы на этот демократический угар товарищи — Ленин, Сталин, Жуков или, например, самодержцы Иван Грозный (отвоевал для России Казань — и не только), Петр Первый («прорубил окно в Европу»), Екатерина Вторая (ее правление называли «золотым веком»)? Позабылись за давностью лет Кавказские и Крымские войны, Отечественная война 1812 года, да и 1941-1945. А ведь каждая пядь «имперской» земли полита кровью русских солдат. Кто-то скажет: империя — тюрьма народов — так ей и надо. Да и на Западе тоже так думают, но только о России. США позволительно быть тюрьмой народов и навязывать свое мнение всему миру, в том числе и ослабевшей России. А попробовал бы, например, штат Техас отсоединиться от остальных собратьев… Да такое и представить сложно, теперь даже и Ирак не особенно рыпается, а смиренно «принадлежит» Америке.

Не лучше и то, что происходит внутри страны. Безвластие — это развал экономики, отсутствие четкой политики во всех областях жизни, катастрофическая социальная ситуация, коррупция, проникшая во все сферы жизни. Доходит до смешного — у наркодилеров «крыша» — менты, хочешь устроиться на престижную должность — плати взятку, а потом — бери (причем, обязательно, иначе тебя свои же сожрут) взятки с простых сограждан за решение любого, даже пустякового вопроса. А что творится в судебной системе? Все всё знают, и говорят об этом — дома на кухне, в частных беседах и даже иногда в прессе и по телевидению. Но такое положение вещей уже считают нормой и никто не удивляется! Не удивляются ни террактам, ни убийствам, ни грабежам, какими чудовищными они бы ни были. Отсутствие удивления далеко не признак того, что люди — привыкли и смирились. Привыкнуть к такому невозможно, просто чаша весов пока в призрачном равновесии благодаря приходу к власти Путина. Но если ничего не изменится, то нас могут ожидать серьезные потрясения (вспомним три революции начала ХХ века — 1905, февраль и октябрь 1917).

Отсутствие у нашего народа удивления происходящим может означать только одно: исчерпан кредит доверия к «демократическим» реформаторам. Поэтому, приход к власти военных кажется всем наименьшим злом — они-то порядок наведут! Наш город не единственный, управляемый генералом. А.П. Волков на посту мэра фигура далеко не случайная! По мнению независимых экспертов, около 45 % ключевых постов в стране сейчас занимают представители военных и силовых структур. И процесс «военизации» продолжается. Можно, конечно, от этого факта отмахнуться или принять его по-военному «в штыки», но это не поможет нам выжить. Помочь в этом случае может только трезвая оценка ситуации.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ — КОНФЛИКТ ИЛИ ДИАЛОГ?
Понятно, команда «равняйсь, смирно!» не всем по нраву. Тем более, вроде нас опять обманули — обещали гражданское общество, а в итоге «вчухивают» «военную демократию». Никто, правда, толком не знает, что означает термин «гражданское общество». Наш постсоветский обыватель, наверное, воображает братство богатых и бедных, работающих в едином порыве на благо капиталистической Родины. Но на Западе знают, что «гражданское общество» — это когда одна треть граждан (так называемый средний класс) объединяется для агрессивной защиты от люмпенов (бедных) и для диалога с властью и элитой (супербогатыми). На деле «диалог с властью и элитой» тоже своеобразная защита своего положения. Средний класс находится в вечной борьбе — с одной стороны, хорошо бы пробиться поближе к элите и власти, с другой, нельзя оказаться в среде люмпенов.
Ну что, хотите такое «гражданское общество» или «военная демократия» больше по вкусу?

По всей видимости, есть у нас и другие перспективы, но о них не в этой статье. Рассмотрим то, что имеем, — придирчиво и пристально.
Я начинала свою работу в «ЧЛ» со статьи «А так ли плох приказ армейский?» (желающие могут перечитать ее заново в 4 номере «ЧЛ» за этот год). Недавно один из моих приятелей спросил, не изменилась ли моя позиция под воздействием «очень критически настроенной Надтоки»? С Еленой Михайловной мы ладим, но позиция моя не изменилась. «Приказ армейский» не так уж плох. «Военная» администрация реагирует на конструктивную критику достаточно адекватно и скоро.
Приведу примеры. Сразу после статьи, посвященной освещению в городе, лампочки зажглись. Не везде, конечно, а лишь там, где новая власть успела поменять давнишнюю и, по всей видимости, нерабочую проводку. Во всяком случае, теперь я возвращаюсь домой по более-менее освещенным улицам. Невозможно за короткий срок навести порядок во всем городе, но радует стремление городских служб это сделать. Дадим им время, но с учетом того, что впереди зима, и свет на темных вечерних улицах — первая необходимость. «ЧЛ» писала о том, что при реконструкции улиц не были учтены интересы инвалидов. И буквально через неделю появились первые пандусы на Платовском проспекте. Жаль только, что процесс остановился. Надо бы продолжить начатое дело и оснастить пандусами Московскую, а потом и другие улицы. Не забыть и о пандусах к магазинам на Новом городке вблизи дома-интерната для инвалидов и престарелых. Это очень важно и совсем несложно, позаботьтесь о людях, пожалуйста!

Теперь о набившей оскомину теме «памятников». Многие деятели культуры и всякая разная интеллигенция на мэра за эти самые памятники сильно разобиделись. И стоят не там, и художественные достоинства их весьма сомнительны. Все вроде верно. Я, например, теперь в собор иду со стороны пр. Ермака, неудобно мне как-то креститься на круп атаманского коня. Не понравилось мне решение мэра установить памятник перед входом в любимый храм, как и многие другие решения, связанные с историческим обликом города. По всему выходит, мэр был не прав, не прислушался к общественному мнению. Но можно взглянуть на проблему и с другой стороны, что я сейчас и попробую сделать.

Город готовился к празднику — юбилею Платова. Мероприятия намечены и утверждены заранее. Среди них — установка конного памятника знаменитому атаману. Идея установки такого памятника принадлежит не Анатолию Панфиловичу, она бродила в народе с того самого времени, когда решили восстанавливать старый клодовский монумент. Пеший атаман и сейчас у многих казаков вызывает недоумение, но всё же мы уже свыклись с пешим Платовым, не замечаем несоответствие размеров статуи и пьедестала. Конный памятник хотели водрузить на Юбилейной площади, были даже проекты, предполагавшие ее переустройство, строительство подземного перехода к детской художественной школе. И само соседство с художественной школой, учитывая что Юбилейная площадь — въезд в историческую часть города со стороны новой ростовской дороги, предполагало, что место выбрано удачное, перспективное. Вот и камень заложен… Но не тут-то было. Общественность поднялась на дыбы. Вот только беда в том, что эта самая общественность и сама не знала, чего хотела. (А памятник-то конный, да еще и не один — уже отлит!). Одни кричали, что не нужен нам второй памятник Платову. Другие говорили: пусть будет, но не на Юбилейной площади. А где именно? Единого мнения не было. В Мишкине хорошо бы установить, да усадьбу платовскую в порядок привести. Но что-то не припомню, разве Мишкин как-то относится к Новочеркасску или это территория Аксайского района? Может ли наш мэр по своему статусу в чужом районе хозяйничать и памятники там устанавливать? Да и времени в обрез, юбилейные торжества на носу. А заявка дана на международный праздник, как бы не ударить в грязь лицом.

И принимает мэр чисто военное решение. Не желает общественность (а он к ее мнению прислушивается) памятника на Юбилейной площади, поставим его на соборной. А чем плохо — соседи — памятники Ермаку и Бакланову, да еще все это благолепие вблизи главного Храма. Военная логика она, знаете ли, тоже логика, хотя гражданским и странной кажется.

Из всего этого хочется сделать вывод — общественности налаживать контакты с властью надо не для «пожарных случаев», а для долговременной продуктивной работы. И делать это грамотно, настойчиво, планомерно, со знанием городской ситуации и действительным желанием оказать помощь. Тогда не будет необходимости кусать власть зубами критики за неверные по нашему мнению решения. А власти не будет надобности компенсировать оскорбления далеко идущими планами наказания инакомыслящих.

Хотите верьте, хотите нет, но диалог с властью возможен. И от этого диалога зависит не только благополучие города, но и устойчивость власти. И потому нужен, ой как нужен, Общественный Совет по общегородским проблемам. И собираться он должен не где-нибудь на задворках, склоняя на своих заседаниях имена мэра и других городских чиновников, а непосредственно работать при мэре и атамане — лицом к лицу. И в том Общественном совете необходимо собрать самых недовольных и критически настроенных специалистов — историков, культуроведов, экономистов, представителей прессы и общественных объединений. Вот тогда дело пойдет, а пересудов и взаимных претензий будет меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ СКАЗКА ПО-НОВОЧЕРКАССКИ
И прошло пять лет… И жили они дружно и ладно. Ходили по чистым, освещенным улицам, где за красивыми фасадами домов царил уют и порядок, общественные туалеты в количестве 20 штук зазывали горожан справить надобности в тепле, а не на улице, по вечерам в парках играли оркестры, выступали самодеятельные коллективы. Милиция, оснащенная по последнему слову техники, хорошо оплачиваемая и сказочно честная, пересажала всех преступников, включая наркодельцов и продавцов левой водки. Молодежь работала, старики занимались внуками.

А на открытии памятника Общественного согласия мэр обнимался с бывшими врагами, все жали друг другу руки, и радовались всем миром…

Сказка, она, конечно, «ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»!