Сегодня:

Областная выставка донских художников в Новочеркасске проводится впервые. За последнее время, наверное, не было еще такого представительного и по составу, и по разнообразию творческих индивидуальностей смотра художественных сил области. Более 60-ти живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства из Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахт, Сальска показывают свои работы. Их всех воедино собрало имя нашего легендарного земляка — Матвея Ивановича Платова.

Память — это показатель нравственного и духовного состояния общества. Это опора на традиции, исторический опыт ушедших поколений. К сожалению, об этом чаще всего вспоминают в эпохи потрясений, годину тяжких испытаний. И потому не случайно в Великую Отечественную войну, именно в 1942 году, когда Отечество оказалось в смертельной опасности, были учреждены ордена Александра Невского, Суворова и Кутузова. Великие русские полководцы вдохновляли советских бойцов на победу с немецко-фашистскими захватчиками. Ордена М.И. Платова тогда учреждено не было. Как-то так получилось, что он везде оказался «не ко двору» — ни в царское время, ни тем более в советское, ни в полной мере и в демократические, перестроечные времена.

Должное его заслугам, конечно, воздали: он был награжден всеми высшими орденами Российской империи, возведен в графское достоинство. Однако в дальнейшем царское правительство все сделало для того, чтобы таких независимых и своенравных казаков-атаманов, как М.И. Платов, больше на Дону не было. С середины XIX столетия атаманами войска Донского уже назначались генералы неказачьего происхождения.

В 1993 году в Новочеркасске был воссоздан снесенный в 1923 году памятник православному вихорь-атаману, основателю города. Вот, наконец, и нынешние большие торжества по случаю его 250-летнего юбилея. Но, заметим, они проходят все же в рамках Ростовской области, а не в масштабах всей России.
И при жизни, и после смерти М.И. Платов был одним из самых любимых народом героев. В Отечественную войну 1812 года вряд ли кого другого из русских полководцев так много изображали в живописных картинах и портретах, гравюре, народных картинах (лубках), в предметах декоративно-прикладного искусства. И это дает современным художникам богатый иконографический материал.
Конечно, во все времена историческая живопись была «крепким орешком». Сейчас — тем более, ибо художники, начисто лишены государственной поддержки, поставлены в жесткие рыночные условия. Чтобы написать картину, ее, а не только семью, как выражались еще классики, — нужно «кормить». И, тем не менее, тон юбилейной выставки задают именно произведения картинного плана. По-другому ведь платовскую тему не поднять. И это свидетельствует о большом творческом потенциале членов Ростовского отделения Союза художников России и самой организации, переживающей довольно сложные перипетии адаптации к новым условиям Объективно, на сегодняшний день только она и способна проводить масштабные и содержательные выставки. И здесь нужна постоянная и всемерная помощь и поддержка всех властных структур, если хотим, чтобы воспитательная функция искусства в жизни общества не утрачивалась.

Разделение на «левых» и «правых», реалистов и формалистов и прочих «истов» нынче утратило всю свою остроту. Это, пожалуй, единственное достижение перестройки в изобразительном искусстве. Идеологические постулаты никогда не способствовали прогрессу в творчестве. Идейным мерилом произведения всегда были и остаются не они, а то, насколько художнику удалось органично сплавить в нем форму и содержание, дать зрителю эмоциональную и духовную пищу. И на выставке немало достойных тому примеров. Это работы О. Лусегенова и В. Кострова, Б. Бельмасова и В. Коробова, К. Сиденина и А. Глущенко, К. Коляды и С. Олешня, В. Лемешева, Е. Дрампьяна-Донского и многих других.

Художники попытались создать многогранный образ М.И. Платова в разных ипостасях, исторических срезах прошлого и настоящего. Воссоздали его героическое участие в ратных подвигах донцов, в Отечественной войне 1812 года, воспели его заслуги как основателя Новочеркасска, его славу на родине и ее триумфальное шествие по Европе. И все это развернуто в широком историческом и реальном пространстве тех мест, которые так или иначе связаны с атаманом, памятью о нем — Новочеркасск, Париж, Лондон, Старочеркасск, М. Мишкин, Большекрепинская, Петровка. Скульпторы предлагают свои варианты увековечения памяти героя в бюстах и композициях (В. Босаковский), прикладники — в керамических панно (С. Залозный) и сервизах (К. Мхитарян), в росписях (А. Гловацкая) и в резьбе по дереву (Г. Сухоруков), художественном оружии и в моделях орденов (Л. Елисеев). Словом, выставка интересна во многих отношениях и, несомненно, станет заметным событием в юбилейных торжествах, в культурной жизни Дона.