Сегодня:

До последнего времени экологические проблемы г. Новочеркасска всегда были важными и первостепенными. Ведь многим известно, что по уровню заболеваемости органов дыхания и злокачественных новообразований именно Новочеркасск в конце прошлого века входил в десятку экологически неблагоприятных городов России. На всемирном экологическом форуме в Рио-де-Жанейро Новочеркасск был упомянут в докладе от России в числе городов с неблагоприятной экологией и высоким уровнем заболеваемости населения.

Неоднократно экологи города на страницах газет и в передачах на телевидении говорили о необходимости решения экологических проблем. Именно благодаря их исследованиям Государственная экологическая экспертиза РФ в своем заключении от 22.02.2000 г. пришла к выводу, что территория г. Новочеркасска по состоянию здоровья населения, питьевого водоснабжения, загрязнению атмосферного воздуха, почв, подтоплению значительной части города соответствует зоне экологического бедствия. Подготовлена программа природоохранных мероприятий по выводу города из этого состояния.

Как реагировала на это городская администрация? Сначала взялись рьяно. Мэр города добился рассмотрения подготовленной программы на заседании правительства Ростовской области, где она получила одобрение областных властей. Это было в 2001 г. Но начиная с 2002 г. экологические проблемы перестали волновать городскую администрацию, они, эти проблемы, словно перестали иметь место быть.
Однако ведь от «плохой» экологии нашего города не спрятаться никому, даже нынешней администрации. Можно, конечно, индивидуально улучшить качество питьевой воды, поставив у себя в квартире сложную и дорогостоящую систему ее очистки, но как улучшить качество воздуха, которыми дышим, или качество продуктов питания, которые вырастают на загрязненных землях?!
Средняя продолжительность жизни мужского населения города 52-54 года, а женского — 56-58 лет и роль экологического фактора по заключению эксперта Всемирной организации здравоохранения весьма значительна.
В г. Новочеркасске функционировала с 1992 г. (более 10 лет) служба регионального мониторинга, которая вела наблюдения за экологическим состоянием всех сред (воздух, вода, почва) и ежегодно давала в различные инстанции (в том числе и в администрацию города) информацию о состоянии этих сред. Но вот сейчас эта служба ликвидируется, т.к. для ее существования администрация города не находит средств.

Существенной частью мониторинга являются три наблюдательных поста Гидромета, переданные в связи с организацией в городе мониторинга в его пользование. Один из них, который находится на углу пр. Баклановского и Пушкинской, вызывает негативную реакцию администрации, т.к. портит внешний вид города своей неухоженностью.

Однако информация, полученная с этих постов, и позволила выявить основные экологические проблемы города. Посты наблюдений входят в Общегосударственную систему наблюдений за загрязнением окружающей среды РФ, имеют спутниковую координатную привязку и перемещать их на другое место категорически нельзя.
Обработка полученных проб производится в специализированной аккредитованной Госстандартом РФ химической лаборатории МУП «Прогресс» квалифицированными специалистами, которых в настоящее время увольняют. Если позже все-таки найдутся средства для восстановления постов, то найти таких специалистов на мизерную зарплату будет практически невозможно.

В начале 90-х были проведены исследования по оптимизации службы мониторинга совместно с Гидрогеологическим институтом (г. С.-Петербург), которые показали, что для контроля за уровнем загрязнения окружающей среды в нашем городе необходимо иметь шесть таких постов; а вот сейчас лишаемся и последних.
К сожалению, аргументы и убеждения Ростовского Гидрометцентра тоже не возымели действия. Мы обращаемся к Вам, А.П. Волков, еще раз вернуться к этому вопросу, тем более, что с 3-го кв. 2003 г. восстанавливаются экологические платежи за загрязнение окружающей среды, и в городе будут перечисляться средства на выполнение природоохранных мероприятий.

Наша обеспокоенность обусловлена еще и тем, что в ближайшее время должен быть принят Государственной Думой закон о зонах экологического бедствия, к которому будет приложен список городов экологического бедствия. Непоступление экологической информации о состоянии среды г. Новочеркасска в Государственную статистическую отчетность автоматически исключит наш город из этого списка.

Галина Данилова, доцент ЮРГТУ (НПИ),
Людмила Родионова,доцент ЮРГТУ (НПИ).

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ г.НОВОЧЕРКАССКА А.П. ВОЛКОВУ

Уважаемый Анатолий Панфилович!
Ростовским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РЦГМС) получено уведомление МУП «Прогресс», с копией письма Заместителя Главы администрации г. Новочеркасска В.П. Логачева от 7.05.03г. №75/927, о прекращении в г. Новочеркасске работ по мониторингу загрязнения окружающей среды (МЗОС) из-за отсутствия финансирования.

В этой связи сообщаем.
С 2001 года МЗОС в г. Новочеркасске проводится, при методическом руководстве РЦГМС, МУП «Прогресс», который аккредитован Госстандартом, имеет лицензию и обладает необходимым потенциалом для проведения работ на должном уровне. Информация МУП «Прогресс» по г. Новочеркасску систематически анализировалась, помещалась в ежегодный Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Ростовской области, и служила основой для оценки состояния загрязнения среды и принятия решений по ее улучшению. Данные архивировались в Государственном фонде данных для текущего и будущего использования при проектировании и строительстве в городе.

Деятельность федеральной сети наблюдений в г. Новочеркасске прекращена с 1995 года. Поэтому Ваше решение о расторжении договора с МУП «Прогресс» равнозначно полному прекращению МЗОС в городе.

Новочеркасск входит в группу городов России с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Так, по данным последних лет, выбросы от стационарных источников в 4 раза превышают выбросы от автотранспорта. Плотность промышленных выбросов, поступающих на каждого жителя г. Новочеркасска, составляет 770 кг, поступающих на 1 кв.км площади — 1200 т., что в 5 и 3 раз выше, чем в г. Ростове-на-Дону. При такой ситуации город будет вынужден вновь вернуться к решению экологических проблем.
Между тем стоимость 1 ПНЗ (без доставки и монтажа) — около 1 млн.р., плюс аккредитация Госстандарта, восстановление и обучение кадров, лицензирование и т.д. — все это обойдется городу гораздо дороже, чем сохранение имеющейся, работающей системы.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым просить Вас пересмотреть решение Администрации города о прекращении договора на осуществление МЗОС с МУП «Прогресс». Это позволит избежать разрушения сложившейся системы наблюдений, восстановить которую будет чрезвычайно сложно и дорого.