Сегодня:

Дорогая редакция!
Я – инвалид-колясочник, что и говорить, таким в нашем городе нелегко. Мало куда можно попасть беспрепятственно. Честно говоря, единственная возможность – прогулки, ведь ни в кино, ни в театр, ни в библиотеку – не попадешь. В магазины ходит моя старушка-мама. А вот гуляю я сам – кручу колеса. Вернее, гулял, ведь самая удобная для этого улица – Московская. Там откровенного, как везде у нас, бездорожья не было, съезды с тротуаров более или менее пологие… Но все же и главная наша улица для колясок (и не только инвалидных, но и детских!) приспособлена не была. Начали улицу ремонтировать. Я обрадовался: наконец, выполнят закон “О социальной защите инвалидов в РФ”, где сказано, что все новые объекты и любая реконструкция должны соответствовать требованиям безбарьерной среды. Но не тут-то было! Плитка для колясок не совсем удобна, но если ее плотно подогнать, то проехать все же возможно. Но вот пандусов, как не было, так и нет. Да и хуже того, стремясь неизвестно к какой уж там красоте, строители сделали такие высокие бордюры, что на них не только на коляске, но и на костылях трудно забраться! А я-то надеялся! Обидно.
Павел, инвалид.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
И ВОЗМОЖНО ЛИ
СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ?

Первое. Надо об этом говорить (в смысле не молчать!).
Говорить с архитекторами, строителями, чиновниками городской администрации. Будут ли они слушать? Это вопрос!
Когда американские инвалиды – теперь самые мобильные в мире – начали в 70-х годах XX века бороться за свои права, то их тоже никто не слушал. В день обсуждения в Конгрессе “Закона об американцах с недостатками, ограничивающими деятельность” несколько тысяч инвалидов-колясочников собралось вокруг здания главного законодательного органа США. Они ждали результата затянувшегося обсуждения, которое шло не первый день. Наконец, терпение инвалидов лопнуло. Они слезли с колясок и поползли по ступенькам Конгресса вверх к залу заседаний. Представьте себе эту картину: длинная лестница была просто усыпана извивающимися телами “спинальников”, “шейников”, “паралитиков на колесах”! Во всех мировых газетах появились шокирующие фотографии. Все телеканалы западного мира весь день транслировали одну и ту же картинку в новостях. Общественность возмутилась! Потом разъярилась! Звучали гневные голоса деятелей культуры, науки, искусства. Закон был принят. И с тех пор неукоснительно исполняется и по сей день. Американский закон предусматривает чудовищные штрафы за дискриминацию инвалидов во всех областях жизни и при этом поощряет налоговыми льготами те организации и предприятия, которые помогают инвалидам.
Второе. Говорить мало, надо действовать. Американцам помогло, авось и нам поможет.
Ничего не дается легко, даже такое неотъемлемое право человека, как право на жизнь. Многим достаточно и существования, но жизнь, настоящая, яркая, смелая – большая редкость. Можете со мной не соглашаться, спорить и защищать существование, приписывая ему все атрибуты жизни. Но если ты гражданин России, житель маленького, но достойного городка Новочеркасска, не можешь выйти на улицу и свободно попасть, куда захочешь, только потому, что ноги не ходят, а для коляски “тропинок не проложили”, то это не жизнь! Это даже не ограничение возможностей! Это бесправие, унижение, дискриминация.
Буквально месяц назад наша газета уже писала о том, что в городе, где проживает около 14 тысяч инвалидов (в стране их около 15 миллионов!), ничего не сделано для их адаптации в общество. Особенно это касается тех, кто передвигается на колясках и костылях. Если раньше (до 1995 года) инвалиды просили исправить такое положение вещей, то теперь они вправе этого требовать. И подкреплять свое требование статьями закона. Отсюда вопросы. Каким образом Городской отдел архитектуры и градостроительства утвердил проект реконструкции ул. Московской без необходимых приспособлений для передвижения инвалидов-колясочников? Почему администрация города Новочеркасска и подчиненные ей службы начали реконструкцию, не согласовав проект с Общественными организациями инвалидов, как того требует закон? Если в вышеупомянутых властных структурах не знают в какой закон заглянуть, то информирую: ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” — статья 15 и 33. Пора нашим чиновникам учиться юридической грамоте. Не лишним будет и уважение к людям. Право, что же людям остается? Уповать на “доброго царя”? Или на Бога? Но и “вход к Богу”, а именно в наш главный Храм, скоро будет загорожен, простите, мощным крупом (вид сзади) атаманского коня. А инвалидам и того не дано будет увидеть, ведь при такой реконструкции Московской Платовские празднества пройдут без их участия. Да и в самом деле, зачем и что инвалидам праздновать? Они и не нужны вовсе, только испортят своим непрезентабельным видом нарядный облик города.
Прости меня, читатель, за злость. Это атрибут недавней наивности. Думалось мне, что стоит только попросить, подсказать и меня услышат. Тем более, что сделать пандусы не великий труд и обойдется это очень дешево. А пользы сколько!

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЕ МИЛОСЕРДИЯ
“Я лично был свидетелем самых различных видов той дискриминации, с которой сталкиваются лица, имеющие физические недостатки, ограничивающие их деятельность. Преграды и помехи устройству на работу, доступу к средствам транспорта, жилья, общественных услуг и систем телекоммуникаций неимоверно дорого обошлись американскому обществу, с точки зрения экономических и социальных затрат, при этом подрывая наши благонамеренные усилия по просвещению, реабилитации и трудоустройству лиц с физическими недостатками. Разрушая эти преграды, Закон об Американцах с физическими недостатками, ограничивающими их деятельность, позволит обществу получить выгоду и пользу от способностей и талантов таких лиц. Повышая их доходы, Закон даст и нам возможность иметь прибыли и выгоды от их вступления в ряды потребителей, принесет пользу от их познаний, приведет к более полноценной, продуктивной жизни для всех американцев”.
Генеральный Прокурор Соединенных
Штатов Америки, 1973 год.
“Что ты нас в Америку тыкаешь?”, — спросит меня читатель. Это вовсе не потому, что американцы самые богатые, благополучные и за то не любимые, нами, бедными. Просто за державу обидно. И дело не только в бедности. Ведь мы оттого и бедные, что не понимаем, какое это богатство – свободный, честный, ничего не боящийся, защищенный законами – Человек.
До 1973 года в США было все, как у нас, только еще более жестко, ведь они прагматики, у них разговоры о милосердии не в моде.
Первый ресторан в Бёркли (штат Калифорния), который сделал пандусы и стал обслуживать студентов-инвалидов Сан-Францисского университета, через месяц пользовался такой бешеной популярностью, что попасть туда можно было только по предварительной записи.
Первая гостиница, оборудованная подъемником, сразу приняла несколько делегаций студентов на колясках и заработала в мертвый сезон столько, сколько не зарабатывала в жаркие летние месяцы.
А увеличение прибыли магазинов, где “паралитики на колесах” сами примеряли одежду, покупали продукты, учебники, канцелярские принадлежности?
И это благодаря пандусам, которые при желании можно сделать за несколько часов!
Дайте инвалиду достойное образование, высокооплачиваемую работу, доступную среду обитания, сделайте его потребителем общественных услуг! Это выгодно, очень выгодно. Он сам себя обеспечит, развлечет – не нужны ни льготы, ни социальные работники, ни государственное “милосердие”.

КАЖДОМУ ДОМУ
ПО ПАНДУСУ!

Пандусы удобны буквально для всех. Кто тачку катит с товаром или детскую коляску. А иные на роликах рассекают – гораздо безопаснее по тротуару катиться, а не по проезжей части. А дедушки-бабушки, которым ноги на бордюр закинуть тяжеловато?
Неужели же так необходимо тратить столько сил и слов на простую, очевидную истину? Насколько было бы проще и дешевле сделать пандусы. Может, завтра с этого и начнем? Построим пандус около собеса, например, или возле здания городской администрации – кто асфальтик принесет, кто лопатку, а может добрый какой спонсор и каток одолжит? Так и пойдем по всему городу – к магазинам, музеям, кинотеатрам, театру, собору. Везде по пандусу прилепим. Рука об руку с администрацией. Она – памятник. Мы – пандус. Она – площадь соборную мостить. А мы – Московскую “пандусить”. То-то заживем! Яркой, веселой жизнью. Настоящей жизнью, где столько безграничных возможностей!

P.S. Но есть, есть еще у меня слабая надежда, что кто-то там, наверху, прочтет эти строки и пандусы все же соорудит. Да не какие-нибудь — вроде “на тебе, небожий, что мене не гоже”, а по международным стандартам — с определенным наклоном, без стыков и бордюрчиков. И, конечно же, не асфальтовые — накатал и баста, а — как и весь тротуар — из плиточки. Столица, все-таки!