Сегодня: 19 апреля 9679, Среда

Кого можно считать старожилом и патриотом нашего города? Наверное, не только тех, кто здесь родился и прожил всю свою жизнь. А если
молодой человек приехал учиться в нашем
городе, а затем мужал, обзавелся семьей,
вырастил детей, холит внуков. Более того, принимал самое активное участие в жизни нашего
города, вложил частичку души и сердца. Короче, если здесь прошла вся сознательная жизнь и
близится уважаемая старость, тот, наверное, и есть старожил.

На днях исполнилось 40 лет совместной семейной жизни у президента армянского культурно-просветительского центра «Ани» Вильсона Амбарцумовича Минасяна и его жены Веры Степановны.
…Родился Вильсон в далеком горном селе Орджа, что в Грузии, в 1941 году. Их предки бежали от резни армян из Турции в начале ХХ века. Ему дали неармянское имя, так предложил родной дядя. Отец его был колхозником. Конечно, попал на фронт, с войны вернулся инвалидом — без одной ноги. Всю оставшуюся жизнь с благодарностью и слезой вспоминал русского друга Сашу, который спас его, смертельно раненного, доставил в госпиталь. В селе русских совсем не было. Под влиянием восторженных рассказов отца о русском друге, под влиянием советских кинофильмов, маленький Вильсон мечтал жить среди русских.
В восемь лет мальчик остался без матери. В семье было трое детей и потому отец вновь женился. Появилось еще трое детей. Жили тяжело, бедно. В семье находился еще и двоюродный брат Вильсона. Неудивительно, что после окончания школы захотелось в Россию, поступить в институт в Ростове. Поехали с другом. Но… знаний русского языка для поступления было более чем недостаточно. А конкурсы при поступлении были очень велики. Возвращаться не хотелось. Отправились с другом в Новочеркасск — искать земляка. Что можно сказать о положении 18-летнего паренька, приехавшего из глухого грузинского села? Конечно, Новочеркасск — не Москва, но и здесь его костюм, состоявший из кирзовых сапог и робы сварщика, привлек внимание милиционера. Правда, все обошлось. Милиционер помог.
Судьба благоволила к Вильсону. Он стал жить у земляка Сандрика Мушеговича Артеняна, по профессии электросварщика. В те годы в нашем городе шло огромное промышленное строительство. Расширялся завод синтетических продуктов, паровозостроительный стал НЭВЗом, шло возведение электродного завода. Советская власть твердо решила превратить казачью столицу в промышленный город. Уже были запроектированы и начали строиться ГРЭС и новые площадки завода постоянных магнитов. Везде требовались рабочие руки. За два месяца Вильсон стал сварщиком третьего разряда. В те годы честь и слава были человеку по труду и портрет В. Минасяна появился в городском парке на аллее Трудовой Славы. У него было звание «Лучший сварщик Дона», чем он гордится и сегодня. Частичка его труда есть почти на всех заводах города. Конечно, молодого исполнительного комсомольца избрали лидером. Работа заместителем секретаря комитета комсомола на правах райкома стройтреста N 6 много ему дала: навык общения с людьми, знание психологии, организаторские навыки. А вообще-то родной дядя Минасяна был политработником и являлся для него примером.
1962 год, год Новочеркасской трагедии, стал для Вильсона переломным. Конечно, он как и многие рабочие, не работал в те дни и даже был арестован в комендантский час. Поскольку у него как у сварщика было право личного клейма и он успешно выполнял работы на экспорт, от греха подальше его командировали в Таганрог на аварийный участок «Красного котельщика».
И там приглянулась молодому армянину простая русская девчонка — штукатур Вера Яровых, родом из Горловки, тоже отнюдь не из богатой семьи. Мама ее работала уборщицей в котельной. В конце июня 1963 года поехали на родину Вильсона. У армян приняты очень тесные отношения с близкими по крови людьми. Родственников много. Вильсону хотелось, чтобы Вера увидала его родню, познакомилась с их обычаями и традициями. 3 августа 1963 года они зарегистрировались в районном центре Ахалкалаке. Свадьбы не было. Распили лишь бутылку вина. Ни с одной, ни с другой стороны никто не отговаривал молодых от брака, имея в виду разность национального воспитания. Осенью вернулись в Новочеркасск. Молодой супруг стал работать на электродном заводе. Жили трудно и бедно. Экономили даже на поездках в городском транспорте. С ними еще жил родной брат Вильсона, который болел и нуждался в помощи. Конечно, через год родился первенец. Сына назвали Робертом в честь близкого друга Вильсона. Немного погодя молодой семье дали квартиру в бараке в Новом городке. Жилье не ахти, но это все же не на квартире жить.
В 1967 году, когда родилась дочь Ирина, от стройтреста N 6 семья получила квартиру в мкр. Черемушки, когда там шло интенсивное жилищное строительство. Уже здесь родилась еще одна дочь — Сусанна.
— Меня словно вела по жизни Божья рука, — говорит Вильсон. — Я менял места работы, но мне предлагали их, я не сам уходил. Работал я и директором стадиона, и начальником районного управления коммунального хозяйства, директором базы в тресте столовых, заместителем директора ресторана «Южный», директором плодоовощторга и одновременно заместителем директора продторга…
Кстати, будучи начальником райкоммунхоза, уделял большое внимание озеленению города, созданию цветочных клумб. И город неоднократно занимал первые места по благоустройству в России. В какой-то момент, по новым веяниям того времени, В.А. Минасян взял на семейный подряд продовольственный магазин, тот, что почти напротив кадетского корпуса. И магазин этот как образцовый прогремел на всю область. На его базе проводились семинары по обмену опытом. Собственно, удивляться нечему, торговый опыт у Вильсона Амбарцумовича к этому времени сложился уже солидный, за его плечами было и руководство торговым объединением продторга поселка Донского. Переходящее знамя торга перемещалось следом за ним. А вообще у него много разных наград. В том числе, от губернатора
В.Ф. Чуба, от военных.
Жена Вера была всегда рядом. Она из строительной организации тоже пошла в торговлю. Хотя работала и в детском садике, обучилась специальности швеи-мотористки, трудилась на швейной фабрике. Именно она фактически выучила мужа русскому языку. На ней лежала забота о семье, о детях, когда муж занимался общественной работой, когда учился. А Вильсон вначале окончил в 1965 году строительный техникум, получив специальность механика-строителя, потом с отличием уже наш торговый техникум. Учился в вечернее время. И, наконец, заочно получил экономическую специальность в НИМИ.
В тяжелое время приватизации предприятий торговли, внедрения в стране рыночных отношений, В.А. Минасян возглавил управление торговли, будучи одновременно заместителем главы администрации города. Дело было новое, шли на ощупь. Опорой, местом отдыха была для него семья и, в первую очередь, жена Вера.
Есть у Вильсона Амбарцумовича еще одно занятие на всю жизнь. Так получилось, что Новочеркасск стал для него близким и родным. Он навсегда запомнил доброту приютившей его семьи Артеняна, материнскую заботу его жены Розы Михайловны, бескорыстную помощь старшего товарища бригадира Алексея Монченко, который делился с молодой семьей Минасянов буквально последним и просто приносил еду, в то время как Вильсон ходил разгружать вагоны, так как зарплаты не хватало. И, в свою очередь, его дом и кров принял многих и многих нуждающихся. Через его жилье прошло, находя временное пристанище, 10 семей, а брат прожил бок о бок 8 лет. Да и, считай, все время кто-либо останавливается до сих пор. Следует сказать, что очень много для укрепления этой семьи мудрым советом сделала мама Веры Степановны. И В.А.Минасян до сих пор с огромной благодарностью вспоминает ее.
Русская жена, по мнению Вильсона Амбарцумовича, более смелая, практичная, контактная. Именно Вера Степановна была связующим звеном во многим случаях, защищала в досужих разговорах кавказцев, так как на жизненном опыте знала их лучшие и худшие качества. Пример этой семьи помог многим другим смешанным семьям в Новочеркасске.
Армяне в нашем городе были всегда. Ремесленники, молочники, сапожники, парикмахеры, как правило, незаметные труженики. Были, разумеется, и смешанные семьи. Никакой дискриминации по национальному признаку не было. Соблюдая свои традиции и уклад, армяне с уважением относились к местным обычаям. Распад Советского Союза, словно прорвавшаяся плотина, вызвал самые разные потоки мигрантов. В Новочеркасск приехало много новых армян. Надо отдать должное администрации города, она поддержала объединение представителей данной национальности в официальную общественную организацию «Ани», которая была создана в 1996 году. Первым председателем исполкома, а затем и президентом «Ани» стал В.А. Минасян. Он как никто понимает состояние людей, оторвавшихся от родных корней, с трудом устраивающихся на новом месте. Армянская община оказывает разнообразную помощь людям своей национальности.
А объединились армяне из разных мест, со своими диалектами, и нужно было наладить деятельное взаимодействие и общение. Однако В.А.Минасян всегда занимал активную жизненную позицию. Община считается одной из лучших в Российской Федерации. Кстати, благодаря тому, что официальное объединение армян в городе есть, городской власти легче проводить среди этой диаспоры свои решения — есть через кого контактировать.
А жена Вильсону и тут помощница. Она активно участвует в собраниях, готовит и проводит детские утренники. Бесценно ее участие в новых смешанных семьях. И часто, очень часто ее приводят в пример. А еще Вильсон Амбарцумович заместитель руководителя местного отделения партии «Единая Россия».
Сегодня в семье Минасяна 7 внуков. Самому младшему чуть больше года.
— Вильсон Амбарцумович, что вам больше всего не нравится в людях?
— Жадность, безумное накопительство. Вот кое-кто говорит, у Минасяна дома, магазины. Неправда это. Сами понимаете, я возглавлял торговлю в городе, когда шла приватизация торговых точек. Но у нашей семьи лишь один магазин и там работают обе мои дочери. И квартира, что дала советская власть. Ну, есть еще домик на даче…
— Какой человеческий недостаток вы не приемлете?
— Не могу предать тех, кто помогал, а таких людей было на моем пути много. Я и выжил, и состоялся лишь благодаря этому. Как я могу предавать тех, кто помогал мне?
— А что более всего нравится в людях?
— Порядочность, простота. Если человек с гонором, пустозвон, постоянно хвалится и превозносит свои заслуги, то идти навстречу, помогать не хочется.
— Осуществились ли юношеские мечты?
— Наверно, да. Я мечтал о достойной работе, о хороших детях. Во многом все сбылось!
— Когда вам плохо, к кому обращаетесь?
— Жена — друг и советчик. Очень помогают дети, их любовь.
— Верите ли вы в судьбу?
— Меня, мою семью столько раз поддерживали в жизни, не давали погибнуть, что я верю, меня ведет Бог и ангел-хранитель. Но ленивый не угоден Богу.
— Что предпочитаете читать?
— Раньше литературу по работе. А сейчас каждую свободную минуту Библия. Там ответы на все вопросы.
Конечно, за столько лет Новочеркасск стал родным городом для этой семьи. И личного труда здесь вложено ими немало.
Сейчас община возводит в городе армянскую церковь. Работы, затрат очень много. Дело это общее. Город к 250-летию М.И. Платова в центральной своей части прихорашивается.
Вот В.А. Минасян решил — время летнее, многие ребятишки ничем не заняты и уних появилось желание помочь, навести чистоту и порядок вокруг строящейся церкви, уничтожить сорную траву, убрать мусор. Но это будни, а в минувшее воскресенье большая семья Минасян отметила 40 лет совместной, плодотворной жизни Вильсона и Веры.

Фото из семейного альбома.
row['name']