Сегодня: 27 июня 2019, Четверг

С 1 июля вступил в силу Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. И хотя наказывать за отсутствие страховки водителей начнут лишь с 1 января, многие уже потянулись в страховые компании. А как же! По телевизору каждый день говорят: не застрахуешься — техосмотр не пройдешь. Верить этому или нет? С такого вопроса мы начали нашу беседу с ведущим специалистом филиала страховой компании — специалистом филиала “Новочеркасский” страховой компании ООО “Наста-Центр” А.И. Павленко.
— Алексей Иванович! Так все-таки: без страховки на техосмотр действительно ходить не стоит? Не противоречит ли это тому, что штрафовать за это начнут только с нового года?
— Да, теперь без страховки техосмотр транспортных средств действительно пройти невозможно. Однако, те, кто прошел техосмотр до 1 июля, не застраховавшись, могут спокойно ездить до конца 2003 года: санкции начнут применяться с 1 января 2004 года. А вот если техосмотр у вас по сроку с 1 июля по 1 января, то тут без страховки — никуда. Причем если нет страховки — не пройдешь техосмотр, а не пройдешь техосмотр — будешь наказан за это. Поэтому правильнее и логичнее — застраховать свою гражданскую ответственность — как требует того Федеральный закон.
— Этот закон одни называют долгожданным, другие считают, что его введение преждевременно: Россия, мол, еще до него не доросла. А как думаете вы?
— Наконец-то сбылось! Мы, пожалуй, последние в Европе, кто в этот уходящий поезд цивилизованного мира вскочили уже на ходу. И догнали! Раньше многие ДТП заканчивались “крутыми разборками”, в результате которых с виновного лица разными, не всегда законными путями, требовали деньги, могли оставить без квартиры и т.п. Сейчас все обращено в цивилизованное русло. Этот закон готовился лет 8, разбирался двумя Думами, было около десяти вариантов. По одному из них лет 5 назад я направлял свои соображения в Думу. Мы последние из бывших союзных республик, которые ввели такой закон. Он более чем своевремен!
— Картинка, типичная для Запада: встречаются на дороге и бьются две автомашины, водители при этом мирно расходятся, обменявшись карточками своих страховых компаний. Это станет реальностью и у нас?
— Мы на пути к этому.
— Кого это касается? Только водителей? Или и пассажиров тоже?
— Пассажиров страхование автогражданской ответственности касается в 100% случаев. В каком бы виде автомобильного транспорта они не ехали, они находятся под защитой закона, независимо от того, какой водитель виноват в ДТП.
— Допустим, люди остановили машину, попросили их подвести, а водитель попал в аварию, причем сам был виноват. В результате у пассажиров травмы, пострадали их вещи. И что?
— Если гражданская ответственность водителя застрахована, то потерпевшие (если их было несколько), имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, на общую сумму до 240 тыс. руб. Если потерпевший один, то максимальная сумма возмещения ему — 160 тыс. руб. При возмещении вреда, причиненного имуществу, страховая сумма при нескольких потерпевших — до 160 тыс. руб., а при причинении вреда имуществу одного потерпевшего — не более 120 тыс. руб.
— А кто оценивает нанесенный ущерб?
— Независимые оценщики. Их деятельность в обязательном порядке лицензируется, у них есть методика расчетов. Вот разбит телевизор, а вот повреждена старинная икона — имущество разное. Какой страховщик в состоянии оценить? Думаю, что все страховщики пойдут по пути заключения договоров с независимыми оценщиками.
— Получается, что пассажиры прямо заинтересованы в том, чтобы водители сейчас быстренько застраховали свою гражданскую ответственность. Пассажиру, который голосует на дороге, стоит порекомендовать спрашивать у остановившегося водителя: “А у вас уже есть страховка?”
— Да, потому что полгода сейчас “зависает” по причине, о которой я уже говорил: водитель, который прошел техосмотр, скажем, в мае, может обратиться за страховкой только в декабре. Так что лучше выбирать машину, водитель которой уже побывал в страховой компании и ушел оттуда со страховым полисом в руках.
— Ну, тогда следующий вопрос о водителях, точнее — о владельцах транспортных средств, которым и надлежит по закону оформить страховку. Страховых компаний сейчас много, куда им лучше податься?
— В России из 2,5 тысяч страховых компаний лицензии на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств получили 104. При лицензировании обязательным условием было: иметь филиалы во всех субъектах федерации (у “Насты”, например, таких филиалов 89, в том числе два в нашей области — в Ростове и Новочеркасске). Ведь народ ездит по всей стране: сегодня человек отправился на юг, а завтра — за Урал. Застраховали его здесь, а ЧП у него произошло совсем в другом регионе. Что же — за тысячи километров ехать разбираться? Конечно, нет. Владелец ТС должен обратиться в филиал своей страховой компании и все вопросы решить на месте.
— На какой максимальный срок можно застраховаться?
— На год.
— А период использования автомобиля?
— Не менее полугода. Раньше было требование: полгода непрерывно, теперь пришло разъяснение, что этот срок может быть разделен на 2 периода: например, осенью 3 месяца и весной 3.
— А если человек выехал в тот период, на который не застраховался?
— Если владелец ТС вообще не застрахован, ему грозит штраф от 5 до 8 минимальных размеров оплаты труда. А если выехал в незастрахованный период, — от 3 до 5 МРОТ (МРОТ с 1 октября — 500 рублей). Это раз. А два — владелец транспортного средства полностью сам несет ответственность по гражданскому законодательству, страховая компания в этом случае за него не отвечает. Это значит, что место действия, то есть определение ущерба и требование его возмещения, переносится в суд. Правда, следует сказать, что в суд придется идти и если встанет вопрос о превышении страховой суммы, предусмотренной законом об обязательном страховании гражданской ответственности (400 тысяч рублей).
— А может ли человек поставить автомобиль на учет в ГАИ без страховки?
— Нет.
— То есть он должен сначала машину застраховать? Без номеров?
— Да. Если вы купили новый автомобиль, вам выписывается полис или на перегон (транзитная страховка не менее чем на 15 дней), или постоянный. При этом в полисе не будет указан госзнак, но в течение 3 дней после постановки на учет в ГАИ владелец приходит в страховую компанию и в его полис и в нашу копию записывается номер.
— Кто вносится в страховой полис?
— Обязательно собственник (допустимо — по генеральной доверенности), хотя он может и водительского удостоверения не иметь. Он же может быть и страхователем автомобиля (хотя собственник и страхователь могут быть и разные лица). Бывает и такой вариант: один человек застраховал, другой — собственник, а ездит за рулем третий: например, внук. Вот все эти лица должны быть внесены в полис. Желательно вспомнить всех, допущенных к управлению ТС, и принести в страховую компанию их водительские удостоверения либо их копии.
— В разных регионах действуют различные коэффициенты, используемые при определении суммы, подлежащей к оплате при страховании. Чем это можно объяснить?
— Интенсивностью движения в разных регионах: вероятность наступления страхового события разная. Ездит человек где-то на Севере, между оленей на джипе — коэффициент 0,4: пойди найди 2-го участника дорожного движения, с которым можно столкнуться. А в Москве коэффициент — 2, почему — сами понимаете. В Санкт-Петербурге — 1,8, в Ростове — 1,3, в Новочеркасске — 1. Хотя есть, я бы сказал, некоторая нелогичность. В станице Кривянской коэффициент 0,6: она относится к Октябрьскому сельскому району, а находится посередине Новочеркасска — ездят селяне и горожане по одним и тем же дорогам, встречаются не всегда удачно…
— А не кажется ли вам, что установленные для страхования тарифы достаточно высоки?
— На мой взгляд, высоки базовые ставки: 1980 руб. Хотя минимальные (“Ока”, “Запорожец”) — в 2 раза меньше из-за малой мощности двигателя. А если страхователь живет в Багаевке, где коэффициент 0,4 — еще меньше.
— Предусмотрены ли льготы для страхователей?
— Статья 17 закона предусматривает льготы для инвалидов, получивших автомобили по линии собеса (50%). Они оплачивают 100% стоимости страхового полиса, получают квитанцию, полис, идут в собес, и там им 50% возмещают из федерального бюджета. Этим же законом предусмотрено, что местные органы власти, территориальные, региональные могут устанавливать дополнительные льготы для других категорий населения. У нас таким правом обладает Законодательное собрание области. Так что с предложениями и пожеланиями нужно выходить на наших депутатов.
— Алексей Иванович! Страхование — это, конечно, хорошо, но какие гарантии, что уплаченные страхователями денежки не исчезнут бесследно в случае, если страховая компания разорится?
— 104 страховых компании, имеющие лицензии на страхование гражданской ответственности владельцев ТС, объединены в Союз страховщиков, и ежемесячно каждая СК отсылает туда 3% взносов. Эти деньги идут не на содержание Союза, а гарантируют защиту от возможных банкротств. Кроме того, все эти компании занимаются многими другими видами страхования и в случае, если будут убытки по “автогражданке”, то за счет других видов они выживут. Законом предусмотрено, что страховым компаниям от интересующего нас с вами вида деятельности больше чем 5% прибыли никуда нельзя использовать: все остается в резерве, на будущие периоды.
Если со временем окажется, что у большинства страховых компаний не лучшие результаты по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то появятся основания снизить тарифы либо что-то еще скорректировать.

Комментарии (0)

Добавить комментарий