Сегодня: 20 апреля 2957, Среда

Власть и люди
Государственная Дума ушла на каникулы, приняв во втором чтении Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судя по всему, уже осенью будут законодательно закреплены основные принципы муниципальной реформы, которая окончательно разграничит полномочия между федеральным центром и местными органами власти.
Какие преимущества даст реформа? Какие препятствия могут возникнуть в ходе её реализации? Ведь очень многие нововведения имеют непредсказуемый результат в стране, где все хотят, как лучше…

О том, какой будет предстоящая муниципальная реформа, рассказывает Главный федеральный инспектор по Ростовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Геннадий Капканов.
Суть реформы очень четко определил Президент В.В. Путин: «Реформа местного самоуправления должна привести к дальнейшей и существенной децентрализации власти в стране».

Наконец-то мы будем знать, кто и за что отвечает. И не будет повторения ситуации, когда в 1992-1995 гг. федеральная власть приняла целый ряд популистских законов, гарантировавших правила на льготы (бесплатный проезд военнослужащих в городском транспорте, 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг, детские пособия и пр.). Но при этом федеральная власть не выделила для этого средств. И до сих пор все регионы, и Ростовская область в том числе, рассчитываются с федеральными долгами тех лет.
Муниципальная реформа должна будет установить новые принципы взаимоотношений федерального центра и местных органов самоуправления. Более независимые. И, что самое главное, более ответственные.

Ответственность — ключевое понятие муниципальной реформы. Когда регионы и территории получат в свое распоряжение больше полномочий и прав, когда они будут иметь для этого необходимые средства, уже нельзя будет в случае собственных промахов возложить вину на центр — мол, вовремя не перечислили дотации, что-либо не профинансировали. Теперь вся работа местных органов самоуправления будет как на ладони.
Хорошо, если она будет успешной. А если нет? Ведь речь идёт о благополучии людей…

Возникает существенный вопрос — готовы ли сами органы местного самоуправления к переходу на качественно новый уровень взаимоотношения с центром? Насколько безболезненной окажется для страны новая реформа?
Для того, чтобы на него ответить, полезно обратиться к опыту нашей Ростовской области. У нас принят один из первых законов в стране, являющийся своего рода «ступенькой» к муниципальной реформе — закон о межбюджетных отношениях. Он позволяет четко разграничивать полномочия по расходованию средств между областным и местными бюджетами. Проблемы, которые устраняет реализация закона в нашей области, являются типичными для многих других регионов и территорий. Каждая из этих проблем может оказаться тем самым «камешком в ботинке», который сделал бы невозможным успешный ход муниципальной реформы.

Главный вопрос для любой реформы — финансовый. Именно его призван отрегулировать закон «О межбюджетных отношениях в Ростовской области». Если раньше большую часть доходов городов и районов (до 85%) «забирала» себе область и из этих средств осуществляла выплаты на развитие, социальные выплаты, то теперь наиболее доходные налоги на имущество и подоходный остаются на местах.
Города и районы должны сами заботиться о пополнении доходной части бюджета и распределять средства на нужды своих территорий. В первую очередь на развитие сферы ЖКХ, заработную плату бюджетникам (кроме учителей), ремонт и обустройство дорог и улиц. При этом наиболее значимые социальные расходы областной бюджет берет на себя и продолжает финансировать сферу образования, детские пособия, льготы инвалидам и ветеранам, капитальный ремонт школ и больниц.
Переход к новым межбюджетным отношениям для территорий-доноров, таких, как Ростов, Таганрог, Аксайский район, Азов, не представляет особых сложностей. Они для себя зарабатывали, и будут продолжать зарабатывать дальше. А вот дотационные территории этот переход заставит во многом пересмотреть принципы своей работы, больше заботиться о собираемости налогов, чтобы заработать на собственные нужды.
К сожалению, первые результаты работы нового закона оказались во многом неудовлетворительными. По итогам первого квартала не выполнена основная задача — формирование доходной части областного бюджета. Свои доходы не собрали 7 городов и 11 районов.

Причины этого ещё предстоит выяснить. Конечно, свою роль в этом сыграл общий экономический спад в области, падение инвестиционной активности. Но ещё раз подчеркну — пока не будут полностью отлажены межбюджетные отношения между различными уровнями власти, пока не будет полной уверенности, что даже самый «слабый» район и город сможет зарабатывать на собственные нужды, переходить к остальным этапам муниципальной реформы нельзя.
В ходе подготовки к муниципальной реформе возникла не только проблема собираемости налогов, но и вопрос эффективного распределения средств. Даже те деньги, которые поступают в бюджет и выделяются на решение насущных проблем, расходуются не лучшим образом.

В области существует хорошая практика выделения средств на субсидирование процентных ставок по кредитам. Но насколько реально вернуть эти деньги в бюджет? За последние 2 года выданы кредиты 181 убыточному хозяйству. А как же пункт областного закона, в котором чётко сказано: «займы выделять только рентабельным хозяйствам»?

Проблема эффективности распределения средств во многом перекликается с проблемой подготовки кадров для муниципальной реформы. И дело здесь не только в увеличении количества служащих (в Ростовской области в ходе реформы количество муниципальных образований превысит 500). Главное — обеспечить должный профессиональный уровень специалистов. Уже сейчас область кормит огромный штат чиновников, на зарплату которым в прошлом году было израсходовано более полумиллиарда рублей. Но, как показывает практика, работу многих чиновников нельзя назвать качественной. Многочисленные проверки выявили серьёзные недостатки и просчёты в их работе: несвоевременное рассмотрение текущих вопросов, отсутствие элементарной системы контроля за сроками прохождения документов. Станет ли их работа лучше после окончания муниципальной реформы? Сомневаюсь, — если только не будут разработаны новые критерии качества работы государственных служащих и по-прежнему останется без должного контроля исполнение ими своих обязанностей.

Что ни говори, а всегда в основе как успеха, так и неудачи остается человеческий фактор. Если удастся изменить сам подход к государственному управлению, то можно с большой долей уверенности утверждать, что муниципальная реформа оправдает возложенные на нее надежды и решит многие важные задачи.
Как можно сделать работу госслужащих более качественной? Только одним путем — благополучие тех, кто управляет, должно зависеть от благополучия тех, кем они управляют. Руководитель, чиновник должны быть ответственны за результаты своих решений. И зависеть от этих результатов должны и заработная плата, и служебный рост любого руководителя.

Местное самоуправление, отвечающее потребностям текущего момента есть не что иное, как жёсткое соблюдение норм межбюджетных отношений. В результате утверждения новых отношений в муниципалитетах сформируется прочная финансово-экономическая и производственная база, укрепится ответственность всех должностных лиц при обязательном участии в делах управления всего населения.
В новых муниципалитетах их руководителям за свои действия придется отвечать, деньги не просить, а зарабатывать, и помнить, что главный арбитр — не наверху, а очень даже рядом. Это — население, налогоплательщики, которые вправе требовать полезного для себя расходования своих собственных средств.