Сегодня: 20 апреля 1514, Понедельник

После установки на Платовском проспекте бюста автора генплана Нового Черкасска Франца де Воллана, о нем, как никогда раньше, много пишут и говорят. И всяк на свой лад. Тут и сожаления одних по поводу того, что «неблагодарные» новочеркасцы так долго игнорировали заслуги градостроителя, и недовольство других (я — в их числе) качеством памятника и местом его установки. Такому бюсту место в каком-нибудь кабинете.

В газетных публикациях, в теле- и радиопередачах де Воллану приписывается порой то, чего на самом деле не было. Не был он архитектором и не наблюдал с Платовым за строительством города на бирючекутской возвышенности. У него было много других забот.

В прошлом году, в Одессе, к ее 210-й годовщине выпустили малоформатную книжку де Воллана «Моя жизнь в России». Ее основу составили краткие годовые итоги службы автора в военное и мирное время с 1787 по 1811 год. О своей работе по новой донской столице де Воллан написал всего один абзац:

«Только собравшись продолжать инспекцию в своих прочих районах, получил срочное распоряжение скакать в Черкасск, к Донским казакам, чтобы выбрать место для их новой столицы. Здесь я составил план города и дал указания по его сооружению».
И больше ни слова о нашем славном городе, тогда как «Записки об Одессе» составили отдельную главу книги.

Ко времени работы над планом Нового Черкасска 52-летний де Воллан был генерал-лейтенантом от инфантерии и служил в департаменте путей сообщения. Сферой его деятельности были в основном водные пути (расчистка русл рек, проектирование и строительство каналов, шлюзов, портов). Так в 1804-05 гг. он занимался исследованием района между Каспием и Азовским морем, прорабатывал идею Волго-Донского канала, инспектировал ход восстановительных работ в Таганрогском и Феодосиевском портах и, в конце концов, заболел катаральной лихорадкой. Может быть поэтому министр морского флота предложил де Воллану более спокойную должность генерал-директора по строительству портов в России. Однако непоседливый генерал предпочел остаться в департаменте путей сообщения и большую часть времени по-прежнему проводил в инспекционных поездках. Закалка военного инженера-фортификатора позволяла ему в иные годы преодолевать «то в коляске, то верхом» по десять-двенадцать тысяч верст (1 верста = 1,06 км).
Франц Сент де Воллан умер в один год с М.И. Платовым и похоронен на Волковском кладбище С.-Петербурга.