Сегодня:

Память
Десять лет назад оборвалась кипучая, наполненная поисками, созиданием, тревогами и радостями жизнь народного художника СССР Н.В. Овечкина.
К этой годовщине в двух залах Дома-музея М.Б. Грекова развернута выставка его работ. Из тех, что город приобрел или получил в дар от семьи художника. В первом зале представлены полотна, связанные с Новочеркасском, с Доном.
В центре экспозиции — большой портрет ученого-виноградаря, журналиста и художника-любителя — А.И. Потапенко. Александру Ивановичу посчастливилось не только общаться с Овечкиным в разные годы, видеть как он работает, но и рисовать его. На публикуемом здесь карандашном рисунке запечатлен сосредоточенно работающий молодой Николай Овечкин.

Николай Васильевич вернулся в Новочеркасск сразу после успешного окончания Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Здесь за три года (1961-64) он написал не только эпическое полотно «Вольница», находящееся в постоянной экспозиции Музея истории донского казачества, но и множество жанровых картин, пейзажей и портретов. Благодаря этому в 1964 году Овечкин был принят в Союз художников СССР и в Студию военных художников им. М.Б. Грекова (Москва). Там талант нашего земляка проявился в полной мере.
Очень скоро он занял ведущее положение в знаменитом тогда коллективе баталистов и стал признанным мастером диорамно-панорамного искусства (на его счету девять диорам и панорама «Плевенская эпопея»).

Скромная по объему выставка в Грековском музее дает все же представление об уровне мастерства и диапазоне творческих интересов художника. В эскизе к диораме «Освобождение Новочеркасска в 1920 году» можно ощутить и дух свободного широкого живописного письма, свойственного характеру художника, и его умение изображать динамические многофигурные сцены. Кстати, в экспозиции находится и фоторепродукция диорамы. Подлинная диорама (полотно размером 7х27 м с предметным планом), как известно, погибла в сгоревшем два года назад кинотеатре «Ударник». Такая же участь чуть было не постигла его цикл «Десять портретов выдающихся десятилетий истории и культуры Государства Российского», находившийся в здании Верховного Совета РСФСР, подвергшейся обстрелу в 1993 году.

Работая, как правило, в строго реалистической манере, Николай Васильевич иногда «расслаблялся» (особенно в молодости) и из-под его кисти выходили такие произведения, как «Сусанна и старцы», «Бетховен», «Петр I штурмует Азов». К ним можно отнести и представленное на данной выставке полотно «Шашлык».
В 1968 году Овечкин побывал в Италии, а в 70-х годах — в Чехословакии, Франции и, даже, на Африканском континенте, в Сомали. И везде он не расставался с кистью, фломастером, пером. Итогом поездок стали многочисленные портреты, пленэрные этюды, жанровые наброски. Небольшая часть этих виртуозно исполненных работ экспонируется во втором зале.

7 июня в Дом-музей М.Б. Грекова пришли те, кто помнит Николая Васильевича, кому дорого его творческое наследие. Вспоминали эпизоды из его жизни, снова и снова восхищались талантом и работоспособностью художника. И конечно, говорили о необходимости организации в городе художественного музея или картинной галереи.
Бесценные художественные сокровища, которыми располагает Новочеркасск, достойны этого.