Сегодня: 19 апреля 5967, Среда

Любите ли вы театр? В большинстве случаев ответ будет «Да, конечно… БДТ, Таганка, МХАТ…». Да я, собственно, не об этом, вернее, не об этих, всеми признанных… Я о другом. Любите ли вы наш театр? Казачий, им. В. Комиссаржевской, Новочеркасский – как не назовите – наш, наш театр? Ответ в большинстве случаев: неопределенное м….мычание.

Возможно, я неправильно задала вопрос. Или слишком явно ожидала совсем другой ответ. И поэтому, задам вопрос правильно. И сама постараюсь на него ответить.
Вопрос: — Знаете ли вы наш театр?

29 мая Сергей Салькинов и Елена Тахаева в рамках конкурса «Митос-Вдохновение» познакомили городские СМИ с неизвестным нам театром. Если до этого мы уже имели счастье отметить 300-летие российской прессы в его отремонтированном здании, то с интересной, обновленной актерской труппой знакомы не были. Перед нами сидели молодые ребята, яркие, самобытные и красивые. Да простят мне Шатохины и Грузины «молодых ребят», но и они – зрелые и признанные актеры – выглядели среди юных товарищей и учеников необыкновенно молодо. Наверное, правильно говорят, что все актеры немного дети. Не только потому, что долго не стареют. А, может быть, поэтому и не стареют, что сохраняют трогательную веру в прекрасное, доброе свое предназначение – создавать удивительную театральную реальность.

Сидящие перед нами актеры искренне удивлялись и не понимали, почему новочеркасская пресса не пишет о театре, не посещает спектакли, замалчивает не только повседневную жизнь крупнейшего в городе творческого коллектива, но даже не интересуется его достижениями – победами на всероссийских и международных фестивалях?

Удивительно, но и представители СМИ никак не могли понять, почему они не пишут о театре, который в процессе общения с актерами, нравился журналистам всё больше и больше.

История создания вокруг театра информационного вакуума далеко в прошлом. Но, к сожалению, как от тяжелой болезни, от искусственно спровоцированного кризиса, выздоровление бывает долгим и трудным. Кто-то когда-то решил, что нашему маленькому городку театр не нужен. Кому-то невыносима сама мысль, что «жалкая провинция» считает себя столицей казачества и значимым культурным и научным центром. А, может быть, дело в том, что привлекательное здание театра кому-то очень понравилось. Какой рентабельный бизнес здесь можно было бы открыть, просто мечта! Казино, например… Не чета театру…

Тщета… Она нас покупает с потрохами, тыкает носом в искаженную людской злобой реальность. Сколько в свое время я слышала нелицеприятных слов в адрес нашего театра – не профессиональный, малопосещаемый, и коллектив бесталанный. А уж режиссера Леонида Шатохина как только не называли — пришлый, амбициозный, слишком гордый и независимый…

Мой друг искусствовед Сережа Шабанов пригласил на спектакль. Шла «Кровавая свадьба» Гарсия Лорки. Скупые, но стильные декорации, изумительная, на высоком эмоциональном накале, игра еще совсем юных актеров и их более старших товарищей, великолепно поставленные хореографические номера, музыкальное оформление сложного поэтического произведения Г.Лорки поразили меня необыкновенно. Я и не подозревала, что в Новочеркасске на такое способны. И мне стало стыдно, что, имея под боком такой замечательный театр, я ездила на спектакли в Ростов. Но кто же знал?

В том-то всё и дело… Созданное искусственно негативное впечатление очень трудно впоследствии изменить. Театру надо создавать свой образ заново. И, к сожалению, это невозможно сделать быстро, легко. Нужна поддержка администрации города, средств массовой информации, жителей, которые еще не разлюбили свой театр и знают о нем порой больше, чем люди, призванные заботится о культурном процветании казачьей Столицы. Не хочется обидеть Городской отдел культуры, но очень хочется спросить. Почему на городских мероприятиях почти никогда не увидишь актеров нашего театра? Отчего отдел культуры не рекламирует прекрасную театральную труппу, которой незазорно гордиться? Такому творческому коллективу были бы рады в любом городе и не обязательно провинциальном, о чем свидетельствуют многочисленные предложения режиссеру и актерам театра сменить подмостки.

Чем привлекает творческих людей Новочеркасск? Трудно ответить однозначно. Наверное, в воздухе Новочеркасска есть некий «вирус» духовности, который не выпускает «заболевших» за пределы города. Отсюда трудно уехать – съест тоска по чему-то неназванному, но крепко привязывающему тебя к месту, к людям. Поэтому люди и остаются, не торопятся принять более выгодные предложения, а терпят неудобства и безвестность в надежде… Уже и не знаю в надежде на что…
Ну а мы-то? Где же мы, повелители печатного слова, любители сенсаций, создатели суперсерьезных материалов об очередных бандитских разборках или пугающей всех луже на проезжей части? Мы сидим и смотрим на актеров. Нам чуть-чуть стыдно и слегка неудобно. И мы сразу замечаем, что журналистов «Вечернего Новочеркасска» и «Новочеркасских Ведомостей» на встрече и вовсе нет. Сей факт – радует, мы воспринимаем его, как некое оправдание самим себе.

Честно говоря, ни один из представителей прессы так и не назвал причину, по которой лично он о театре не пишет. С другой стороны, насильно мил не будешь, и нет никаких реальных механизмов, чтобы подвигнуть журналистов публиковать материалы о театральной жизни города. Компания «Митос» такой механизм придумала, объявив новую номинацию конкурса «Митос-Вдохновение» – «ТЕАТР». Остается только надеется, что это поможет.

Знаете ли вы наш театр? Надо быть всего лишь честным, чтобы ответить: «Нет». Ответить и начать знакомство. Посмотреть спектакли. Побывать на встречах с актерами. Составить собственное мнение о Донском театры драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской. Стать зрителем…

Что бы не думали о себе вешалки, а театр все же начинается со зрителя!