Сегодня:

От атамана Платова до наших дней
Шел 1817 год. Ожидался приезд императора Александра I. Атаман граф М.И. Платов повелел построить на въездах в город арочные триумфальные ворота. Строили спешно, оставив все другие дела, но императорский кортеж появился в новой донской столице только два года спустя.

Северо-восточные триумфальные ворота многие годы встречали приезжавших в город высоких гостей и всех, направлявшихся из старой и новой столиц империи на юг — «на воды» лечиться или на Кавказ воевать. По той и другой причинам неоднократно проезжали под аркой и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. В 1837 году в Новом Черкасске побывал император Николай I. Его визит положил конец попыткам перенести донскую столицу куда-нибудь в другое место. «Бирючий кут» не нравился многим. Появилась даже присказка: «Построил Платов город на горe, казакам на горе».

В 1841 году названия основных площадей, проспектов и улиц Новочеркасска были официально закреплены. Спуск, идущий от Троицкой площади к реке Тузлов нарекли Санкт-Петербургским проспектом. На фотографии конца XIX или начала XX века, сделанной с противоположного берега Тузлова, этот проспект выглядит широченной и пустынной улицей, обстроенной одно- и полутораэтажными домами. Проспект, лишенный какого бы то ни было озеленения, хорошо просматривается до верхнего конца, увенчанного Троицкой церковью с высокой многоярусной колокольней. В первой трети проспекта, на его изломе, величественно возвышается триумфальная арка, увековечившая память об участии донских казаков в отечественной войне и заграничных походах 1812-14 годов.

Железная дорога, связавшая в конце XIX века С.-Петербург и Москву с Кавказом, отняла у проспекта его важную функцию — принимать столичных гостей. Эта функция в значительной мере перешла к Крещенскому спуску (теперь Красный), по которому прибывавшие в Новочеркасск поднимались от железнодорожного вокзала к Николаевской (Ермака) площади.

В самом начале 1920 года С.-Петербургский проспект стал ареной исторического события. Вечером 7 января авангард 9-й армии красных — конно-сводный корпус Б.М. Думенко — овладел Новочеркасском. Это событие запечатлено двумя выдающимися художниками-земляками. В 1925 году М.Б. Греков, бывший очевидцем происходившего, написал большую картину «Взятие Новочеркасска». Через 56 лет Н.В. Овечкин создал диораму «Освобождение Новочеркасска в 1920 году». К столетию со дня рождения Грекова (1982 г.) диораму временно установили в летнем кинотеатре «Ударник», а в августе 2001 года она вместе с ним сгорела. В обоих произведениях на переднем плане конники «красного генерала» Думенко, а вдали городской холм и убегающие по С.-Петербургскому проспекту воины белого генерала В.И. Сидорина.

С 1924 года времени бывшая столица донского края стала рядовым советским городом. В том же году Петроград (до 1914 г. — С.-Петербург) был переименован в Ленинград. В связи с этим С.-Петербургский проспект в нашем городе разжаловали в спуск и присвоили ему имя Герцена*. Несколькими годами позже снесли Троицкую церковь. Перспективу спуска теперь замыкает сквер с едва просматривающимся памятником борцам за советскую власть на Дону Ф. Подтелкову и М. Кривошлыкову.
В 1942 году в результате летнего наступления немцев, их танки 21 июля оказались в Хотунке. Они сделали попытку войти в город через Тузловский мост, но это им не удалось. И все же 25 июля город был оккупирован. Лишь через 204 дня Красная армия освободила Новочеркасск. Военнопленные немцы несколько лет использовались в городе на восстановительных работах, в т.ч. на реконструкции спуска Герцена. За счет срезки-подсыпки был уменьшен уклон его проезжей части. Перед аркой. проезд через которую с тех пор закрыли, засыпали седловину, а ниже сделали довольно высокую насыпь, которая плавно вывела спуск на уровень новых мостов через речку и железную дорогу. Благодаря этому, спуск получил более или менее равномерный уклон в пределах 9 процентов. Все равно он крут, что и приводит к довольно частым аварийным ситуациям.

Послевоенные годы отмечены бурным развитие промышленного района города. Спуск Герцена стал связующим звеном между ним и старой частью Новочеркасска. Тысячи горожан всеми видами транспорта отправлялись по утрам на работу в промрайон, а вечером возвращались обратно. В советское время в дни 1 и 9 мая, 7 ноября праздничные колонны трудящихся промпредприятий поднимались по спуску и вливались в общегородскую демонстрацию. Помнит спуск и непредвиденную, по-теперешнему, — несанкционированную, демонстрацию. Днем 2 июня 1962 года многотысячная колонна забастовавших рабочих электровозостроительного и других заводов, преодолев заслон из танков на мосту через Тузлов, направились вверх по спуску Герцена и далее в центр города. Расстрел демонстрации у здания горкома КПСС и горисполкома (Атаманский дворец) вошел в историю как «Новочеркасская трагедия».

Сегодня спуск Герцена — это широкая современная улица, четко разграниченная на семь полос. В центре — проезжая (транзитная) часть с хорошим асфальтовым покрытием. Автомашины идут по ней в четыре ряда (два вниз, два вверх). Слева и справа — полосы газонов с рядами сосен, посаженных в конце 60-х годов. За ними вспомогательные дороги, проложенные по естественному рельефу спуска. Они предназначены для подъезда к домам, а также для пешеходов, т.е. тротуаров на большей части спуска нет. От красной линии эти дороги отделены неширокими зелеными полосами с рядом пирамидальных тополей, перемежающихся с другими породами деревьев.

Застройка спуска за последнее столетие мало изменилась. На нечетной стороне выделяются три новостройки, немного больше новых домов — на четной. В 50-е годы прошлого века в старой части города много строили. Были большие планы и в отношение спуска Герцена. В новогоднем номере городской газеты «Знамя коммуны» (1958 г.) бывший тогда главный архитектор Новочеркасска Н.Я. Гладких, делясь планами на будущее, сообщал горожанам, что в начале спуска Герцена по обеим сторонам будут построены 9-этажные жилые дома со встроенными магазинами и пр. Но тогда был построен всего один многоквартирный дом — с магазином и почтой — на пересечении с улицей Буденновской. В конце 80-х и в 90-е годы спуск стали осваивать «новые русские». Около арки, на уступе из ракушечника, появилось кафе-шалаш «Кавказ», а напротив него воздвигли особняк, соперничающий по высоте с триумфальным сооружением. Вверх по спуску под № 10 стоит оригинальный особняк за красивым забором. Вот собственно и все, что как-то выделяется среди старых и очень старых построек спуска.

Нынешняя ремонтно-малярная лихорадка, царящая в центре Новочеркасска (влияние юбилейного С.-Петербурга?), спуск не затронула. Может это и хорошо. Ведь покраска фасадов — не самая насущная проблема для периферийных кварталов города. А вот арку, имеющую самое непосредственное отношение к Платову, к юбилею атамана не мешало бы подремонтировать.