Сегодня:

Министр образования России Владимир ФИЛИППОВ считает, что главная проблема нашего образования — падение качества
обучения.

В нынешнем году Ростовская об-ласть продолжает участвовать в эксперименте по введению единого государственного экзамена, который позволит одновременно сдать экзамен в школе и поступить в вуз или техникум. Новая форма «отчетности» выпускников — лишь составляющая часть коренной реформы образования, которая продолжится не один год. О том, почему российское образование подвергается таким изменениям и что в дальнейшем ожидает школьников и студентов, какие новшества будут вводиться в ближайшие годы, рассказал министр образования России Владимир Филиппов во время проведения «круглого стола» с редакторами региональных средств массовой информации. Мероприятие проходило в Москве. Представители прессы со всех регионов страны имели возможность из первых уст услышать о тех переменах, которые ожидают российскую систему образования. На проведение «круглого стола» был приглашен и корреспондент «В» как представитель средств массовой информации области.

— Неужели система образования страны сегодня настолько плоха, что в последние годы только и говорят о необходимости ее реформирования?
— За годы советской власти мы привыкли к мысли, что наше образование — одно из самых лучших. И это действительно так — российские специалисты находят себе применение в других странах, у нас довольно высокие стандарты образования на всех ступенях. Однако сегодня все объективные показатели говорят о том, что качество образования падает, причем и в школе, и высших учебных заведениях. Это выражается прежде всего на общемировом уровне. Вы попробуйте со школьным аттестатом поступить в заграничный вуз. Для приемной комиссии он не будет иметь никакого значения. А все потому, что система оценки знаний у нас субъективная. Четверка по одному предмету, но в разных школах — это разная четверка. Мы за годы советской власти так и не смогли выработать единого критерия оценки работы учителя и знаний ученика.

— Такой объективной оценкой и должен стать единый государственный экзамен?
— Совершенно верно. Новая технология сдачи экзамена имеет много противников, однако ее введение неизбежно. В этом году он последний раз проводится в качестве эксперимента — сдаются два обязательных предмета — математика и русский язык, и три предлагаются на выбор, в зависимости от профильности вуза, куда собирается поступать ребенок. В следующем году школьники всех регионов будут сдавать ЕГЭ. Самыми последними сюда включатся Москва и Петербург (этой зимой в обоих столицах ученики будут писать пробное тестирование).

Разработанная методика позволяет оценить знания ребенка и поставить соответствующую оценку. Задания экзамена разработаны с учетом минимальных стандартов, даются трех уровней, для большей объективности ученик пишет экзамен самостоятельно, его учителям не позволяется быть рядом. Результаты экзамена будут обрабатываться в Москве, и каждый сможет увидеть в глобальной сети свой балл. С полученным сертификатом о сдаче экзамена ребенок может поступить в вуз — и для этого вовсе необязательно ехать в далекий город. А сегодня многие и не решаются это сделать, заведомо зная о провале. Места в вузе распределяются еще до начала экзаменов благодаря курсам, школам, организуемым при институтах.

— Предыдущие годы эксперимента показали, что получить «пятерку» по экзамену очень сложно — многие отличники не справились с заданиями даже среднего уровня.
— А это и есть реализация задачи объективной оценки знаний. Задания составляются таким образом, чтобы получить сто баллов из ста мог один человек из десяти тысяч. Если будет иначе, и мы «снизим планку» — тогда что делать нашим вузам? К ним придет огромное количество детей со стопроцентным сертификатом и всех нужно будет зачислить.

— Нарекания вызывает и то, что, например, человек с гуманитарными склонностями должен сдавать экзамен одного уровня со школьником, который обучался в математическом классе.
— Такова уж традиция нашей школы — делать «скидку» на способности или неспособности ученика к предмету. А ЕГЭ решает эту проблему — он просто дает объективную оценку. И не нужно из-за тройки, например, переживать, если в дальнейшем, при выборе вуза оценка сертификата не повлияет на поступление. Нужно не бояться ставить детям те оценки, которые они реально заслуживают.

— Сторонники ЕГЭ утверждают, что новая система сдачи экзамена уменьшит коррупцию в вузе.
— К сожалению, на самом деле это не так. Избавиться от коррупции в отдельно взятой отрасли, тем более, образовании, невозможно. К сожалению, я должен признать, что коррупция была и будет — изощренные в этом плане умы найдут возможность обойти закон.

— Еще одно новшество, которое в будущем ожидает всех, — введение системы ГИФО (государственных именных финансовых обязательств).
— Этот эксперимент уже ведется в некоторых регионах страны. Его суть в том, что государство берет на себя часть расходов на высшее образование. Какую — определяет сдача единого государственного экзамена. Если ученик получил, к примеру, сто баллов из ста, то он будет учиться бесплатно. Если набрал лишь 50% — государство оплатит лишь половину стоимости его образования.

— Но многие ректоры вузов выступают против введения этой системы, опасаясь, что не смогут привлечь достаточно средств.
— Та система платного образования, которая сложилась в России сегодня, нуждается в изменении. В большинстве вузов набор в коммерческие группы превышает государственный в 2-3 раза. У нас нет единых критериев определения стоимости обучения. Конечно, такая ситуация «на руку» многим институтам, поскольку они могут привлекать довольно большие средства. Но от введения ГИФО, в первую очередь, выиграют вузы, которые работают качественно, они смогут привлечь большее число абитуриентов с отличными оценками. А соответственно, получат серьезную помощь государства.

— В таком случае, как рассчитывается стоимость образования в вузе и на какую сумму будут выдаваться ГИФО?
— На сегодняшний день эта проблема пока не решена. В основу расчета должны быть положены разные критерии, но главным должны быть объем и качество, скажем так, предоставляемых услуг. Сегодня все вузы получают одинаковое финансирование со стороны государства. На финансирование ни имидж вуза, ни конкурс не влияли. Мы разрабатываем методику проверки качества работы институтов и составления рейтингов. Чем выше будет рейтинг учебного заведения, тем больше он получит средств. Это очень актуальный вопрос, поскольку проблема качества образования действительно существует. В 90-е годы в стране резко возрос интерес к высшему образованию. Государственные вузы не справились с потоками абитуриентов — резко увеличилось число вузов негосударственных. И далеко не все из них имеют квалифицированных преподавателей, качественные методики и материальную базу. В самое ближайшее время мы выделим группу ведущих вузов страны — те, где уровень подготовки студентов действительно высок.

Проблема качества образования имеет еще один аспект: выдаваемый вузами диплом государственного образца не может служить доказательством того, что он выдан квалифицированному специалисту, поэтому российские дипломы за рубежом не котируются.
Ректоры выступают против ГИФО, поскольку заинтересованы в сохранении прежней «уравнительной» системе распределения средств. Когда государственные деньги будут «приходить» со студентом — нужно будет бороться за каждого человека. Тогда как раз и начнется настоящая борьба за качество образования.

— В не менее сложном положении сейчас находится профессиональное образование. ПТУ закрываются, а директора существующих всяческими способами пытаются выжить…
— Проблема профессионального образования — это прежде всего проблема воспитания. Контингент студентов среднеспециальных учебных заведений — так называемые «неблагоприятные» дети. Это либо двоечники, либо хулиганы. Конечно, ситуацию необходимо менять. Проблема стоит и в повышении престижности профессионального образования, и в общем воспитании детей. В ближайшее время будут определены новые нормы о том, сколько выпускников 9-го класса должны быть приняты в 10 и 11 классы, какой процент школьников сможет обучаться в ПТУ. Задача нормативов (у каждого субъекта — свой) — добиться баланса между количеством студентов вузов, ПТУ и школьников.

— Вы затронули проблему воспитания детей. В какой мере школа должна заниматься этим воспитанием?
— В законе об образовании написано, что самое главное — это воспитание ребенка. Знания, оценки, конечно, важны, но первостепенное значение все-таки — это воспитание. В советское время была развита система воспитания. Сегодня мы хотим ее отчасти возродить. Принято решение, и скоро школы получат рекомендации по созданию детских организаций. В каждом классе, каждой школе должны быть созданы объединения детей.

— Мы возвращаемся к пионерам и октябрятам?
— Называться организации могут совершенно по-разному. Но главную цель — объединение детей, организация досуга — они должны выполнять. Замечу, что вступление в такие организации совершенно добровольное. В России уже есть примеры подобных объединений: на Кубани — пионеры, в Орле — скауты… У всех своя символика, атрибуты.

А через один-два года мы объединим представителей этих объединений на всероссийской конференции.
— Напрашивается вопрос — а в вузах будут подобные организации?
— В высших учебных заведениях мы тоже будет воссоздавать систему коллективных организаций. Обязательно создаются органы студенческого самоуправления. На каждом курсе, в каждой группе будут организованы советы или комитеты, которые смогут активно участвовать в деятельности учебного заведения, решать вопросы разного плана.

— В последние годы постоянно изменялись школьные программы — каждый год вводились новые учебники, методики. Следует ли снова ожидать новшеств в обучении?
— Новые программы появятся уже в самое ближайшее время. Это связано с введением новых стандартов образования — документ ждет подписи Президента страны. Кроме того, изменения должны происходить по той причине, что в будущем мы переходим на систему профильного образования — когда до 9-го класса ученик получает базовые знания по всем предметам, а в 10-11 классах более углубленно изучает те дисциплины, которые необходимы для продолжения образования. Опять же, возвращаясь к проблеме качества образования, многие современные программы просто не соответствуют запросам времени. Другие преподаются по устаревшей методике. Например, по моему мнению, одним из главных предметов должен быть ОБЖ (охрана и безопасность жизнедеятельности). Но уровень его преподавания почти везде низкий — и дети не знают, как вести себя в опасных для жизни ситуациях.
Мы много говорим о здоровье учеников. Для решения проблемы на 50% увеличили число уроков физкультуры (теперь их три вместо двух в неделю) — а положительного эффекта нет. Потому что преподавание сводится до уровня сдачи нормативов. А здесь приоритетным должно быть воспитание культуры здорового образа жизни.

— Может, проблема в том, что школам не хватает средств на приобретение спортивного оборудования?
— Отчасти да. Но в ближайшее время этот вопрос будет решен. В этом году из бюджетов страны и регионов выделено 600 миллионов рублей на покупку спортивного инвентаря. В следующем году будет выделено еще 700 миллионов рублей на эти цели.
— В последнее время ходят слухи о введении в школе нового предмета — основ военной подготовки.
— Пока это лишь домыслы. 80% населения против этого. Действовать вопреки воле большинства мы не можем.

— В структуре управления вузами появится студенческое самоуправление. А в школе подобных изменений не будет?
— Школу в этом плане тоже ожидают перемены. Уже разработана программа по организации попечительских советов. Эти советы будут решать все вопросы школьной жизни: от бытовых до принятия решения о снятии с должности директора. Советы — не аналоги родительских комитетов. Цель новой структуры — оценка работы школы, учителей, совершенствование управления учебного заведения. А потому входить сюда будут люди, прямо незаинтересованные: бывшие выпускники, представители власти, общественности, потенциальные работодатели. В ведении советов будет материальная, учебная деятельность.

— А что касается учреждений дошкольного образования?
— Изменения произойдут и здесь. Прежде всего, в принципах оплаты. Пока все родители платят за содержание ребенка одинаковую сумму. В будущем государство возьмет на себя часть расходов — но только за тех детей, где уровень доходов в семье ниже определенного уровня. А если родители в состоянии нести расходы полностью — пускай оплачивают содержание ребенка.
— По вашему мнению, эти меры помогут восстановлению имиджа и качества российского образования?
— Это лишь часть мер, которые необходимо приводить в жизнь. Но они должны поспособствовать модернизации образования, сделать его соответствующим запросам времени и общества, престижным не только на уровне России, но и мира.
row['name']