Сегодня:

Путевые заметки (300-летию Северной столицы посвящается)
Честно говоря, когда в редакции мне предложили отправиться в командировку в Санкт-Петербург, я не сразу поверил услышанному. Но никто и не собирался шутить: так и есть, поездка автобусом в Питер. Новочеркасское туристическое бюро, филиал РОЗАО «Ростовтурист», одна из самых известных турфирм у нас в городе пригласила представителя газеты «Новочеркасские ведомости» поучаствовать в этом незабываемом туре. Побывать в этом городе, да еще накануне его трехсотлетнего юбилея… Это заранее и с лихвой компенсировало всякие неудобства, связанные с поездкой.

И вот 30-го апреля в десять утра мы выезжаем из Новочеркасска. Надо сказать, компания, ехавшая вместе со мной, подобралась нескучная: студенты НГМА, поощренные этой поездкой руководством, воспитательным отделом и профкомом академии за победу в фестивале; сами понимаете, скучать в дороге не приходилось — звучали песни под гитару (а иногда и без оной, все зависело от настроения), рассказывались анекдоты и веселые истории из студенческой жизни. Да к тому же и автобус, предоставленный туристической фирмой, оказался на порядок выше привычных дальнорейсовиков — можно было пить чай и кофе, вечером смотреть видеофильмы. Словом, время в дороге тянулось не слишком утомительно. Вдобавок ко всему, и смена пейзажа за окном тоже представляла собой занимательное зрелище — стройные южные тополя, растущие вдоль трассы, постепенно уступали место среднерусским березкам и сосновым борам; дома-мазанки — сначала кирпичным сельским домикам, а после, уже ближе к Питеру — деревянным срубам, Бог знает какого времени постройки . Где-то за Москвой погода, сначала солнечная, какая была в Новочеркасске, закапризничала мелким дождем.

И вот — Санкт-Петербург. Первая остановка в городе. Мы ждем гида. Оглядываемся; сразу же бросается в глаза непривычная, словно бы в укор нашему городу, чистота — нигде нет ни окурков, ни бумаг. И — самое главное — нет даже намека на всякие ларьки, торговые палатки, павильоны, за исключением тех, что пристроены к автобусным остановкам.

По приезду на место проживания, наскоро разместившись в комнатах, группа идет ужинать. И здесь разочароваться не пришлось — ни какие-нибудь полуфабрикаты, а вполне приличное столовое меню, из трех блюд.
Прямо с утра следующего дня, сразу после завтрака, начались экскурсии. Первое место, которое мы посещаем по турпрограмме — Стрельна, дворец Петра I. Великий самодержец, разъезжая по городу и окрестностям, вельми любил остановиться где-нибудь по дороге, отдохнуть, перекусить. Здесь непередаваемо ощущается скачок во времени: вот они, вещи, которыми пользовался сам Петр Алексеевич — столовые гарнитуры, кафтан, письменный стол с принадлежностями… Кресла, диваны, книги — все дышит той великой эпохой.

Вторая остановка — Петергоф. Нет в мире, да и не может быть более роскошного архитектурного комплекса: все здесь подчеркивает мощь и богатство Российской империи восемнадцатого-девятнадцатого веков — фонтаны с золочеными статуями, дворцы, павильоны, парки. Не зря, судя по воспоминаниям современников, зарубежные послы, которых удостаивали честью быть принятыми здесь, тушевались, раскрывали рты, терялись, видя надменное и гордое богатство российского императорского дома.

…Наш автобус вновь колесит по питерским улицам и проспектам. Мы направляемся в Петропавловскую крепость. В девятнадцатом веке ее называли русской Бастилией: в ней содержались государственные и политические преступники: через Трубецкой бастион прошли практически все известные революционеры, а Алексеевский равелин, который сейчас, к сожалению, еще находится на реконструкции, хранит память о тех, кто выходил в 1825-м на Сенатскую площадь, — твердую поступь Павла Пестеля, пылкие речи Мишеля Бестужева-Рюмина, уверенное спокойствие Сергея Муравьева, досаду Петра Каховского, грусть Кондратия Рылеева. Тут же, в Петропавловском соборе, покоятся все российские государи, начиная с основателя города, и члены великокняжеских домов. Общее впечатление от близости cо стариной и суровостью тех времен усиливается порывистым балтийским ветром и моросящим мелким дождем.
В третий день нашего пребывания в Северной столице, на удивление, солнечный, организаторы туристической поездки — руководители тура «Ростовтурист» — повезли группу в Зимний дворец и Эрмитаж. Главная резиденция российских царей способна поразить любого. Профессиональный гид, работник Эрмитажа, с чувством гордости, кратко, но грамотно вел экскурсию, стараясь в этот маленький отрезок времени, отведенный нам для обзора музея, передать всю информацию о тех шедеврах, что хранятся в Эрмитаже. И строгость, и роскошь одновременно. Здесь становится понятным, почему Россия считалась самой могущественной страной во всем свете, а о богатстве наших самодержцев слагали легенды. К примеру, фельдмаршальский зал, где раньше были вывешены портреты всех русских военачальников этого ранга, — в нем находится люстра весом полторы тысячи тонны, покрытая золотом. Или одно из десяти существующих в мире полотен кисти непревзойденного Леонардо да Винчи (два из них — в Эрмитаже) — кто сможет сейчас оценить его стоимость? А императрица Екатерина II, приобрела картину у разорившегося итальянского маркиза за триста тысяч франков — огромные по тем временам деньги, потому что итальянское правительство не смогло найти такую сумму, дабы оставить шедевр в стране, приобретя ее для национального музея.
Исаакиевский собор — последняя из запланированных экскурсий. Самый высокий собор в России. Слияние стилей, богатый орнамент, размах — вот далеко неполный перечень описаний Исаакия; рассказывать о нем можно долго — столько интересных подробностей и деталей его существования передали экскурсантам гиды, работающие по договору с «Ростовтуристом» .

Впечатлений, конечно, масса. Я так давно не был в Санкт-Петербурге, что поездка стала настоящим сюрпризом. Незабываемо. И, конечно же, хочется съездить еще; мечтаю побывать там ранней осенью — больше люблю Питер именно в это время года…
row['name']