Сегодня: 19 апреля 1458, Понедельник

В Ростовской области осталось всего три “трамвайных” города – Новочеркасск, Ростов-на-Дону и Таганрог.
И в следующем году наш город будет отмечать 50-летие пуска первого трамвая.
Хотя историю электрического транспорта можно начинать писать с дореволюционных времен – тогда впервые заговорили о необходимости пустить трамвай по улицам донской столицы. Но сначала первая мировая война, потом восстановление страны, помешали реализовать проект. Строительство трамвайной линии началось в тридцатые годы, но шло оно медленно и к Великой Отечественной войне не завершилось. Только в 1954 году горожане услышали первые трамвайные звонки. Сначала трамвай ходил по маршруту №1 от ул. Свердлова до НЭВЗа.

Уже через 15 лет по улицам Новочеркасска ездили трамваи № 2 и 3. Но останавливаться на достигнутом не собирались. Планировалось проложить пути по центру города, к железнодорожному вокзалу– там, где пассажиропоток наиболее интенсивен. Однако на это еще в советские времена почему-то не хватило средств (как не хватило и на пуск троллейбусов – а ведь работы уже начинались). Решили ограничиться имеющимися маршрутами. Правда, на некоторое время был пущен трамвай №4 — от трамвайного депо до улицы Беляева. “Четверка” ходила редко, но зато у работников НЭВЗа, НЭЗа, живущих в икрорайоне “Черемушки”, пользовалась популярностью. Потом маршрут закрыли. Наверное, зря. Попробуйте сегодня уехать в час пик из поселков на Черемушки. К тому же, трамвайный путь в микрорайоне Октябрьский проложен более удобно, чем автобусный маршрут. Рельсы идут по ул. Калинина и по ул. Мацоты, а автобусы вынуждены двигаться только в одном направлении. Сегодня вновь заговорили о возращении 4-го маршрута хотя бы в часы пик, когда автобусы, идущие в сторону автовокзала, забиты до отказа. Но для этого нужно восстановить подающий кабель и найти вагоны.
Сегодня на маршруты выходят в среднем 16-17 трамваев из 32. Большинство из них были приобретены в 80-е годы (только в 1984 г. трамвайный парк пополнился на 9 новеньких вагонов). Несмотря на солидный возраст, вагоны находятся в удовлетворительном техническом состоянии – никаких чрезвычайных происшествий с ними не случалось. Отчасти — благодаря щадящему режиму эксплуатации. Какое-то время в работе находятся одни трамваи, потом их сменяют другие. Однако даже такие меры не позволят долго “протянуть” трамвайному парку. Он уже давно нуждается в обновлении.

К счастью, это видят и понимают и власти. Живое напоминание тому – новенький вагон “двойки”, который уже больше года ездит по Новочеркасску. Горожане наверняка помнят, как в 2001 году по случаю приобретения нового вагона, мэр города Анатолий Волков обещал, что такое событие будет повторяться ежегодно (конечно, если в бюджете будут средства). В 2002 году их не было. Но даже если предположить, что сказанное мэром все же сбудется, этого все равно недостаточно. Если приобретать по одному вагону в год, для обновления подвижного состава потребуется 30 лет. А за это время, как нетрудно догадаться, будут списаны и старые вагоны, и те, которые могут быть приобретены сегодня. Получается, что покупать нужно не один, а хотя бы 3-4 вагона в год. Тогда за десять лет удастся поменять весь старый транспорт. Но очевидно, что таких денег у города нет. Получается почти безвыходная ситуация…

“Наш город не должна постигнуть судьба Шахт, где трамвайное движение было совсем прекращено”, — с тревогой говорит директор трамвайного управления Анатолий Князьков, — но необходимы кардинальные меры для того, чтобы электрический транспорт существовал и дальше”.

Как видите, ситуация складывается нерадостная. Парк трамваев стареет, на новые вагоны нет денег. А ведь трамвай – самый экологически чистый вид транспорта – что очень актуально для Новочеркасска. Кроме того, вагон трамвая более вместителен, чем салон автобуса. Рельсы не нуждаются в ежегодном ремонте, в отличие от асфальта. Трамвай способен проехать по самой узкой улочке с большим уклоном — там, где пустить автобус просто невозможно.

Сегодня во всем мире происходит настоящий “трамвайный бум” — в цивилизованных странах с каждым годом трамваев на улице становится все больше. А там, где движения электрического транспорта не было, срочно прокладываются линии. Правда, европейские трамваи не сравнить с нашими по комфортабельности. Да и ездят они со скоростью 100 километров в час. Хотя и в нашей стране есть примеры, доказывающие, что при желании, и в нынешних условиях трамвай может выжить. К слову, в Волгограде ездят скоростные вагоны, в Коломне (городке, сопоставимом с Новочеркасском по протяженности рельсового пути – 40 км.) трамваи ездят по 10 маршрутам.

А в Новочеркасске все достоинства этого транспорта используются не в полной мере. И, даже, если разобраться, многое делается далеко не в пользу электрическому транспорту. Мало того, что за многие годы так и не увеличилось количество трамвайных маршрутов, так еще и автобусы составляют им серьезную конкуренцию. С каждым годом увеличивается число автобусных маршрутов. Постепенно они (в основном небольшие “газели”) вытесняют трамвай с улиц. Например, на самых протяженных маршрутах №1 и 3 параллельно действуют 9 маршрутов автобуса. До недавнего времени трамвай №2 был обособлен и пользовался популярностью. Он соединяет густонаселенный микрорайон Черемушки с вузами и Азовским рынком по улицам, где автобусы не ходили. Но теперь ходят. Пока серьезного ущерба трамвайщики не ощутили. Но стоит НПОПАТ пустить большой вместительный автобус – количество пассажиров трамвая резко сократится. Именно по этой причине постепенно исчезает трамвайное движение с улиц Ростова-на-Дону, где маршруты электрического транспорта изначально дублировались автобусами. Уже сегодня у нас уменьшение пассажиропотока происходит из-за увеличения числа маршрутов автобусов. Они ходят полными, а вот трамваи пустыми. Люди предпочитают не дожидаться вагончика, а ехать автобусом. Ведь, несмотря на то, что по графику “единица” и “тройка” ходят каждые десять минут, такого на самом деле практически не бывает. Как правило, приходится ждать минут по 20-30. Можно было бы увеличить количество вагонов, выходящих на рейсы. Но этого пока сделать невозможно – необходимы средства на ремонт силовой подстанции по ул. Орджоникидзе.

Электрический городской транспорт должен приносить прибыль для того, чтобы развиваться. Но в настоящее время 53% перевозимых пассажиров ездят бесплатно. А компенсация выпадающих доходов составляет 30, 6%. Как видно, о больших прибылях мечтать и не приходится. Установить реальную цену за проезд, при которой перевозки хотя бы окупались, тоже невозможно – сегодня это 8 рублей. Кто согласится за такие деньги пользоваться электротранспортом?

Новочеркасский трамвай надо спасать. Чтобы он совсем не вымер, необходимо поддерживать его существование. И простого ремонта путей, восстановления кабеля и окраски вагонов недостаточно. Необходимы более кардинальные меры – развивать трамвайные маршруты, создавать конкуренцию автобусу. Иначе, на каких трамваях Новочеркасск въедет в свой юбилей?

P.S. Статья была подготовлена благодаря материалу , предоставленному нашим читателем Дмитрием Ковалевым.
row['name']