Сегодня:

Говорят, семьдесят процентов французов, будь у них возможность выбора, предпочли бы жить в Провансе или на Лазурном Берегу. А уж мест для отдыха — от всемирно знаменитой Ниццы до мало кому известного Санари — выбрать здесь можно на любой вкус, причем в каждом из них есть возможность «испить чашу удовольствий» в полной мере.
Во всяком случае, воссоединившись на последние два дня пребывания во Франции с нашей основной туристической группой, мы застали их в умиротворенно блаженном состоянии от пережитых впечатлений. Обосновавшись в центре «Лазурный» приморского городка Санари, наши туристы успели и накупаться в море, и «поохотиться» на морских ежей, и исследовать местные красоты, и объездить массу интереснейших мест вместе со своим обаятельным экскурсоводом Юрием.
Ну а всем вместе нам предстояло испытать настоящее потрясение от созерцания красот «столицы удовольствий» Ниццы и изумляющей роскоши «государства в государстве» княжества Монако.
Райские уголки Франции
Основанная еще в IV веке до нашей эры Ницца до ХVIII века оставалась лишь крупным Средиземноморским портом. Расцвет ее начинается с ХIХ века, когда сюда, спасаясь от дождливого климата и сырых зим, стали приезжать англичане. Их было так много, что семикилометровая набережная города получила название Английской. До сих пор знаменитый английский променад — самая фешенебельная часть Ниццы, застроенная дворцами, виллами, превратившимися со временем в отели. Вообще же Ницца очень разная: и богатая, и бедная. Она может похвастаться и природой, и древними памятниками. С утеса Шато открывается безупречная, словно нарисованная линия залива. Грандиозна панорама бухты Ангелов, протянувшись до самых стен Антиба. Узкие дома старой Ниццы пестры, как на детских рисунках. Улочки — лестницы спускаются вниз капризными уступами. К собственному очарованию Ниццы следует прибавить очарование гористой местности ее окрестностей. А еще Ницца очаровывает своей близостью к русской истории. С середины ХIХ в. здесь обосновывается царская резиденция, приезжают на отдых члены Императорского Дома, строят свои виллы богатые аристократы, живут и творят Гоголь, Тютчев, Чехов. О сильном русском влиянии в этом городе говорит и возведение здесь изумительного по красоте русского собора Св. Николая Чудотворца (Никольского собора). Этот храм мы посетили с чувством особого трепета.

Княжество Монако — образец того, чего в нашем понимании достичь просто немыслимо. Конечно, Монако — это особая зона. На его территории функционируют многочисленные правления международных компаний и банков, что обусловлено благоприятным налоговым режимом. Но и назвать эту территорию государством — площадью в два квадратных километра с численностью жителей в 30 тысяч язык не поворачивается. Какой-то сказочный заповедник. Так мы его и воспринимаем, гуляя по улицам столицы княжества городу Монако, где расположен дворец правителя и знаменитый океанографический институт им. Ж. И. Кусто, где тротуары не просто моют, а еще и пылесосят, где вследствие недостатка земли деревья выращивают на крышах и балконах. Такое же чувство нереальности охватывало нас на улицах другого города — Монте-Карло, известного во всем мире своим игорным домом. Обычные любопытствующие (то есть мы) имеют возможность попасть, и то без сумок и фотосъемочной аппаратуры, лишь в первый зал казино, поражающий своим роскошным интерьером, и увидеть те двери, за которыми богатеи мира проигрывают и выигрывают целые состояния. Правда, возможность испытать азарт игрока, соперничая в удаче с игровыми автоматами, предоставляется в соседнем зале всем и каждому (чем, кстати, не преминули воспользоваться — а кое-кто и не без успеха — чуть ли не все члены нашей группы).

Гуляя по ночному Монте-Карло, я то и дело ловила себя на мысли, что мы ходим по великолепным залам роскошного дворца. И только небо над головой, усыпанное звездами, возвращало в реальность: нет, это не дворец, мы на улицах города.
Вообще чувство восхищения и какой-то необъяснимой радости и счастья были главными ощущениями тех незабываемых дней, проведенных в Южной Франции. Казалось бы: люди там тоже живут не безмятежно, у них масса проблем, они такие, как и мы, болеют, беспокоятся за будущее своих детей. Но есть нечто, разительно отличающее их от нас. Каждый квадратный сантиметр окружающего их пространства дышит чистотой, красотой, ухоженностью, радует глаз, доставляет эстетическое наслаждение. За всем этим, безусловно, не только труд, но выработанная десятилетиями привычка, давно сформировавшийся уклад жизни, которому привержены все, независимо оттого, богат ты или беден, молод или стар, работаешь грузчиком или пианистом…

ИЗ ДНЕВНИКА:
Записи разных дней под общим названием:
«Мелочи жизни»)

«Пешеходов на улицах немного, так как передвигаются французы в основном в автомобилях, но отношение к пешеходам трепетное: если ты переходишь улицу по «зебре», тебя пропустят, даже если ты идешь на красный свет.
Вода расходуется очень экономно. Во всех местах общественного пользования вода из кранов подается порционно, так что возможность случайно не закрутить кран тут абсолютно исключена. Точно так же и свет в подъездах горит не постоянно, часы и сутки напролет, а включается «по требованию», а затем автоматически отключается.
Почему по улицам не летает мусор, а на деревьях не «развешены» рваные целлофановые пакеты? Мусор выбрасывается ТОЛЬКО в специальных мешках. Ну а сами мусорные контейнеры «наш человек» не сразу и признает за таковые (на фото).
Лирическое отступление о ЕДЕ
Француженки оказались именно такими, какими я их всегда и представляла: изящными, стройными, подтянутыми. Причем, если в Америке потрясающе выглядят, главным образом, кинозвезды, то французские женщины (равно как и мужчины) в подавляющем большинстве не обременены лишними килограммами. Возможно, секрет в еде. Блюда изобилуют рыбой, моллюсками и прочими дарами моря. В меню много фруктов и овощей, к тому же овощи употребляются и в вареном, и в свежем виде. Непременный атрибут, присутствующий на столе в обед и в ужин, красное вино и вода. Даже если не заказывать специально, официанты их все равно принесут. Пара стаканчиков вина и воды — для улучшения пищеварения и облегчения приема пищи.
А вообще, несмотря на то, что само обсуждение и выбор блюд превращаются в настоящий ритуал, едят француженки очень мало.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Последний ужин перед отъездом был очень символичным. По соседству с нами ужинали туристы из Лиона, и совсем неудивительно, что скоро русско-казачьи песни стали чередоваться с французскими, а потом всех увлекли в общий круг танцы.
На ноте дружбы прошло все наше пребывание в краю цивилизованной экзотики. Об этом говорили все мы при расставании на следующий день с нашими французскими друзьями, организовавшими для нас познавательные деловые встречи, чудесные экскурсии, полезные знакомства. Спасибо вам, Сильви и Ален, Шанталь и Жорж! Спасибо, Ля Валетт, Санари «Jbis» и «Azur»! Спасибо, наше родное турагентство «Казачья столица»! Спасибо за встречу с Францией. Она была незабываемой. Спасибо и…до новых встреч!
row['name']