Сегодня:

КНИЖНОЕ ГОРЕ
15 апреля по иску ОАО «Ростовкнига» к КУМИ г. Новочеркасска «О понуждении ответчика к заключению договора аренды на новый срок» Арбитражный суд Ростовской области вынес решение: «В иске отказать». Рассмотрение дела проходило, как надлежит в такой
судебной инстанции — в рамках экономического спора двух
хозяйствующих субъектов, — где общественное мнение на весах Фемиды не взвешивается.

Как журналист не смею оспаривать (это прерогатива юристов), насколько правильно суд применил нормы материального права. И не стану спрашивать, почему он не принял во внимание ст. 30 Основ Законодательства о культуре № 3612-1 от 9.10.1992 г. (в редакции от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ), обязывающую органы власти и управления передавать здания в приоритетном порядке организациям культуры, к которым относится ОАО «Ростовкнига» как распространитель произведений печати.

Не буду перемеривать площади специализированных магазинов, которых (согласно справке, предоставленной Управлением торговли администрации города) «1222,8 кв. м» и еще «300 кв. м в предприятиях стационарной торговли». Однако сведения о «61-м киоске и лотке» в учебных заведениях, где якобы продается учебная и специальная литература, — явно лукавы. Мой неблагодарный труд найти 61 точку увенчался успехом, менее чем на четверть равным достигнутому торгуправлением. При том, если принимать блокнот за брошюру по юриспруденции, а дешевенький калькулятор — за справочник по математике…

Впрочем, эта справка для арбитража решающего значения не имеет. Но для решения общественно-значимых вопросов администрацией города предоставленные ее службами сведения желательно, чтобы соответствовали действительности. Поэтому еще раз уточню следующее: именно большие учебные заведения, в их числе ЮРГТУ (НПИ) и НГМА, где удалось-таки найти киоски и лотки, реализующие учебную литературу, обращались к «Ростовкниге» и администрации города с просьбой не закрывать магазин «Наука и техника».
Есть и еще один морально-правовой аспект, о котором смею как журналист спросить: почему на «официальный запрос в адрес администрации г. Новочеркасска и городской Думы о разъяснении ситуации с магазином № 4 по ул. Московской, 69, которой встревожена многотысячная интеллигенция города» («Вечерний Новочеркасск» № 7 (277) от 29 января-4 февраля 2003 г.) ответа дано не было? А ведь это является прямым нарушением ст. 38-39
Закона РФ «О средствах массовой информации».

Впрочем сетовать на невнимание органов местной власти к печатному слову было бы совсем несправедливо. Добился же внимания журналист Алексей Федоров, обвиняемый в неуплате налогов, по вердикту суда заключенный под стражу как особо опасный преступник, угрожающий жизни граждан (а не выпендривался бы, оскверняя честь, достоинство и деловую репутацию добропорядочных чиновников, а стабилизировал бы общество, выражая мнение администрации, так чокался бы на фуршетах с коллегами-должниками).

Но опять вопрос: почему у КУМИ не возникло желания лишить аренды салон красоты «Апельсин», находящийся по тому же адресу, что и магазин, — через стенку и с практически аналогичной площадью? Разве, если следовать логике ответчика, — у нас в городе уже не достаточно парикмахерских?

Для выполнения каких задач забирается помещение? На заседании суда о них ничего кроме: «использовать для муниципальных нужд по договору безвозмездного найма» — представитель администрации Б.А. Вальтер сообщить не пожелал.
«А так ли плох приказ армейский?». Быть может и неплох — если он на благо большинства граждан и если нам, иначе как кнутом, никакого добра не насадить. Вот только никак не получается уразуметь, какое отношение к позитивным переменам, хотя бы во внешнем облике города, имеет ликвидация магазина «Наука и техника»?!

Более 40 лет он служил одной из визитных карточек города Новочеркасска, по праву гордящегося своими учебными учреждениями и научно-техническим потенциалом. Рыночные отношения (назову их так) вынудили закрыться уже 10 из 13 магазинов ОАО «Ростовкнига», работавших в городе в начале 90-х годов. Зато появился хороший новый — «Книги Маштакова». Борьба за покупателя заставила всех искать экономически выгодные формы комплектования ассортимента, заключать договоры с издательствами на прямые поставки. Извините за банальность: конкуренция, в том числе и в книгораспространении, необходима и служит только на благо потребителей. Если у магазина № 4 есть уверенность в том, что поднятая более чем в четыре раза арендная плата за землю (с 50 руб. за 1 кв. м в 2002 г. до 85 руб. х коэффициент зональности 2,5 — в 2003 г.) его не угробит, то зачем же муниципалитету уничтожать предприятие, являющееся исправным налогоплательщиком? А по причине своей принадлежности к носителям знаний, оно уж никак не может быть городу лишним. Между прочим использовать иначе это не такое уж большое помещение (170 кв.м общей площади) не посягал ни один облаченный властью горсовет и муниципалитет на протяжении почти полстолетия. Срок правления нынешней команды «слуг народа» остается чуть большим полутора лет, — а там и новые выборы, когда люди взвесят, что «слуги» сделали для них, а что успели сделать для себя.
И еще один эмоциональный аргумент, который считаю необходимым озвучить.

Книгораспространение на Дону, оформленное Уставом Общества распространения полезных книг в области Войска Донского, было рассмотрено и высочайше утверждено императором Александром II в 1876 году. И, как свидетельствуют исторические документы, «… год 1876-й стал памятной вехой в культурной истории Дона»; «… Донское общество распространения полезных книг стоит под покровительством Войскового наказного атамана, которому как и епархиальному архиепископу, принадлежит звание почетного попечителя Общества». Любопытно, что согласно Уставу, абы кто стать членом Общества не мог. Это была честь, которую нужно было заслужить. А войти в правление Общества можно было только пройдя процедуру выборов, и, как гласил отдельный параграф Устава, «на общем собрании закрытой баллотировкой, преимущественно лиц, знакомых с народной литературой, этнографическим бытом и образовательными нуждами донского населения…».
Нынче стало модным «вступать в казаки» и ратовать за возрождение казачества. Именно поэтому я напомнила об Обществе распространения полезных книг на Дону, которое приобщало народ к знаниям.

«Не то, что нынешнее племя…»

Послесловие
«Весь мир — театр, но труппа никуда не годится».
Оскар Уальд.

Не согласная с вердиктом арбитража «Ростовкнига» подала апелляционную жалобу. В антракте, до следующего рассмотрения дела в суде, есть время еще раз взвесить материальные дивиденды и политические потери команды администрации в результате победы. На всякий случай предлагаю подумать над другим сценарием второго действия спектакля.

КУМИ дает возможность магазину работать и сделать запланированный там евроремонт. На открытии в обновленном виде для перерезания красной ленточки приглашается почетным гостем мэр Анатолий Панфилович Волков. Под аплодисменты многочисленных студентов, учащихся школ, преподавателей и творческой интеллигенции Новочеркасска глава администрации произносит речь, короткую, но убедительную. В ней он заявляет:
— Никому не дозволено ради сиюминутной выгоды нарушать славные традиции города. Поэтому я принял твердое решение: для распространения литературы, воспитывающей любознательность, интерес к изучению мировой истории и отечества и способствующей научно-техническому прогрессу — предоставить лучшее место в городе!!!

После чего журналисты печатных и электронных СМИ помчатся создавать волнительные репортажи.
Как же хорошо, что армейские пушки можно перезарядить для праздничного фейерверка!
Не правда ли, замечательный сценарий? Дело за труппой.