Сегодня:

Архитектурный облик центра Новочеркасска, как и многих других губернских городов России, во второй половине XIX столетия определяли гостиные дворы. К сожалению, до наших дней уцелело только одно, правое крыло, а другое, симметричное ему, было разрушено в годы советской власти. Но и это сохранившееся внушительное по размерам здание с вынесенным на Платовский проспект протяженным фасадом по-прежнему играет градообразующую роль. Гостиные дворы подчеркивали осевую композицию центра города, образуемую улицей Московской, ведущей к памятнику атаману Платову, поставленным за его спиной Атаманским дворцом и завершенную Александро-Невским храмом. Автор этой классической планировки и архитектурного ансамбля — академик И.О. Вальпреде, который в 1860-х годах и осуществил свой проект. Мотив портальной аркады Атаманского дворца находит продолжение в обходной галерее — непременной принадлежности торговых рядов: стены заполнены почти сплошными огромными полуциркульными и прямоугольными окнами, обрамленными плоскими пилястрами. До постройки каменных гостиных дворов на этом месте размещались временные, деревянные. Они изображены на картине немецкого художника Майера, находящейся в экспозиции Музея истории донского казачества и повествующей о торжественном открытии памятника основателю города, герою Отечественной войны 1812 года, атаману, графу Матвею Ивановичу Платову в 1853 году.
Итак, ныне сложилось как бы два центра города, расположенных рядом. Исторический, старый — с гостиным двором, воссозданным памятником Платову и Атаманским дворцом (переданным Музею истории донского казачества) и новый, современный — со зданиями универмага и городской администрации. Что получилось — то получилось, и сетовать по поводу утраченного бесполезно. В этом есть даже некое своеобразие, несущее отпечаток времени. Но как быть с другой парадоксальной ситуацией: лет 50, а то и больше тому назад, уцелевшее крыло гостиных дворов было приспособлено… под сугубо складские помещения (что, видимо, и спасло их от разрушения)!? Жители города уже напрочь забыли о функциональном назначении этого монументального сооружения. Теперь трудно понять и объяснить причину столь абсурдного во всех отношениях решения. Разве только тем, что в самом Ростове не было гостиных дворов, не нужны они были и в Новочеркасске, где их превратили в склад областного значения. Ну а теперь, когда храмам, которые тоже использовались как складские площади, возращено первоначальное назначение, когда торговля заполонила рынки, улицы — долго ли еще оставаться диковинной достопамятности в центре городе?

Здание, расположенное на углу Атаманской и Александровской улиц, давно является местной достопримечательностью (теперь общежитие ЮРГТУ (НПИ)). И не только потому, что с 1860-х годов в нем размещалась гостиница «Европейская», в которой в разное время останавливались и жили А.И. Куприн, К.А. Тренев, А.С. Серафимович, В.А. Гиляровский, М.Г. Эрденко и другие. В начале строительства города это был почти единственный двухэтажный особняк, украшенный классическим портиком, выходящим в сторону огромного пустыря, обращенного потом в городской сад. Он принадлежал боевому сподвижнику атамана генералу
С.И. Курнакову. Не имея собственного дома в Новочеркасске, М.И. Платов именно здесь в 1817 году сыграл пышную свадьбу своего младшего сына Ивана (от второго брака) и внучки знаменитой Меланьи Карповны и атамана С.Д. Ефремова, девицы Анны Степановны.
Позже И.М. Платов вместе с женой проживали в особняке, возведенном на улице Московской (ныне онкоголическая больница). Угловое одноэтажное здание отличается строгими формами и таким же скупым набором ампирного декора, которыми украшены лишь наличники окон и выделен карниз. После смерти Ивана Платова (1874) особняк был приобретен купцом
Ф.Д. Шапошниковым, которому на улице Московской принадлежало еще несколько строений.

Всем капитальным зданиям, построенным в 1820-х годах, свойственна простота форм и монументальность, характерные для стиля классицизма. Их совсем немного осталось в нашем городе и они больше всего пострадали от многочисленных переделок. Одно из них — здание войскового арсенала, находящееся на восточной стороне Троицкой площади. Сейчас с трудом можно представить его прежний облик. Уцелевшие четырехколонные портики дорического ордера, формирующие его фасад, некогда были увенчаны бронзовыми знаменами и воинской арматурой и развивали тему победоносного участия казаков в Отечественной войне 1812 года, воплощенную в незадолго до этого воздвигнутой на Петербургском спуске Триумфальной арке. Войсковой архитектор
К.К. Пейкор, руководивший постройкой арсенала, такой взаимосвязью классических форм, конечно же, решал задачу создания единого городского ансамбля.
Использование в качестве архитектурного декора атрибутов казачьего воинского снаряжения и оружия — самобытная черта зданий, призванных сохранить память о прошлом. Яркий пример тому — так называемый Дом ветеранов, открытие которого было приурочено к 100-летию Отечественной войны 1812 года (ныне здесь научно-исследовательский институт промышленной и экологической безопасности ЮРГТУ (НПИ). Применяя неоклассические формы, архитектор С.И. Болдырев акцентирует монолитный фасад, обращенный к Троицкой улице, врезным портиком, а боковые — усиливает полукруглыми, мощная колоннада которых придает образу здания героическое звучание. Совершенно необычно решены и фасадные окна, украшенные рельефными изображениями из предметов воинской арматуры. В вестибюле была на деревянном лафете установлена трофейная пушка — свидетель героического прошлого.

Фото Н. Склярова.
row['name']