Сегодня:

Кабинет начальника финансового управления городской администрации Валентины Михайловны Гайдиной угловой, две стены — сплошные окна. Много света, и оттого, наверное, много комнатных растений. Сразу делаю хозяйке комплимент:

— Какие у вас великолепные цветы.
— Да, они здесь растут необыкновенно хорошо.
— Валентина Михайловна, растения — они живые, растут, цветут, а основа вашей работы — сухие цифры. Может ли быть что-нибудь скучнее этого?

— Да что вы! Цифры для меня — это совсем не скука. Мне с ними легко. Мне с ними интересно. Я всю жизнь с цифрами работаю и со страхом думаю, как сложно работать, например, с людьми. В городскую администрацию я пришла еще в середине восьмидесятых годов. Работала в Первомайском райисполкоме, в горисполкоме. Потом с семьей уезжала из города. Вернулась в 1990 году и семь лет проработала в финансовом управлении городской администрации. Тогда моя работа была сосредоточена в основном на доходной части бюджета, расходная меня касалась мало…

Когда в феврале 2001 года меня пригласили в финансовое управление, я долго колебалась и соглашалась только на должность заместителя. Меня очень страшила ответственность, которую я должна была взять на себя. Подумать только — отвечать за все деньги города! Но потом как-то вошла в курс дела, попыталась разобраться во всех тонкостях бюджетного процесса.
Дело в том, что все средства у нас четко расписаны — что на что идет. Есть нормативные документы, которые твердо регламентируют расходы из городской казны. Любой пересмотр какой-то статьи требует обязательного утверждения через Думу. Так что наша задача сводится к исполнению предписаний.

— А на что живет город?
— Любой город (и не только наш) существует на собственные доходы и поступления из вышестоящих бюджетов — федерального, областного. Собственные доходы состоят из налоговых и неналоговых средств. К неналоговым относятся аренда земли, имущества, штрафы, платежи и т.д.
Кроме этого, федеральная и областная власть передает нам некоторые свои полномочия. Например, принимается закон об инвалидах и ветеранах и раз там заявлены какие-то льготы, то они должны оплачиваться из федерального или областного бюджетов. Такие платежи называются «субсидии» и «субвенции». Субсидия — это частичное финансирование, а субвенция — это полное целевое финансирование той или иной позиции.

Есть еще и «дотации». Это когда из областного бюджета нам добавляют средства с целью балансировки доходной и расходной частей бюджета.
Так вот, доходная часть городской казны — это собственные доходы, субсидии, субвенции, дотации и целевые перечисления на какие-то определенные нужды.
Если в бюджете города запланирована определенная сумма, а мы получили меньше — берутся банковские кредиты. За период моей работы мы лишь один раз в 2001 году брали кредит в 8 миллионов рублей и вскоре его погасили. Что касается долгов на 1.1.2001 года, у города была задолженность в 125 миллионов рублей. С того времени мы погасили две трети ее и теперь осталось покрыть 43 миллиона. Представьте себе, если бы этих долгов не было, то за два прошедших года можно было бы направить на нужды города дополнительно более 80 млн. рублей! Однако при всех трудностях такие статьи, как заработная плата бюджетникам, пособие на литературу учителям, медикаменты, питание, коммунальные платежи бюджетных учреждений — это святое. Прошлый 2002 год для города был в финансовом смысле благополучным. Мы профинансировали почти все статьи на 100 процентов.

— Чем объяснить такую «урожайность» прошлого года?
— Мы получили очень хороший результат по налогу на прибыль — 260 млн. руб., хотя при утверждении бюджета планировали получить меньше. Это — основной источник сверхдоходов бюджета.
— А каким по вашим прогнозам будет год текущий — 2003?
— Сверхдоходов в этом году мы не получим. Дело в том, что в прошлом году, согласно областному и федеральному законодательству, мы зачисляли в городской бюджет почти 70 процентов от объема полученных в городе налогов на прибыль, а в текущем году мы получим лишь 8 процентов от собранной суммы этого налога. В абсолютных цифрах это будет выглядеть так: 2002 год — 260 млн. руб.; 2003 — 20 млн. руб.
Но это не трагедия. Город будет жить как и жил. Все статьи городского бюджета будут профинансированы в полном объеме. Просто раньше, получив «лишние» доходы, мы могли их на что-то перераспределить решением городской Думы. Мы точно так же, в полном объеме, будем финансировать все социальные статьи — жилищные субсидии, материальную помощь малообеспеченным, зарплату, коммуналку и т.д.

— Текущий год для Новочеркасска особый — мы будем отмечать 250-летие М.И.Платова.
— Да, отмечать будем, только в городском бюджете средства на это не предусмотрены. Если нам из областной или федеральной казны будут выделены какие-то деньги, то это будут целевые средства на вполне определенные расходы. Например, для ремонта того или иного объекта, или проведение каких-то массовых мероприятий. Все, что мы получим, мы будем обязаны истратить в полном объеме именно на предназначенные цели. Никто не позволит нам за счет этих «юбилейных» средств выполнить какие-то ремонты жилфонда или профинансировать какие-то, пусть даже экстренные, нужды. Таков порядок.

— В народе бытует такой афоризм: «Если нельзя, но очень хочется, то — можно…»
— Это к нашей работе не имеет никакого отношения. Если нельзя, то — нельзя, как бы этого ни хотелось.
Глава администрации решение всех финансовых вопросов начинает с того, что спрашивает, насколько нормативные документы позволяют сделать то или это в плане финансов. И всегда подчеркивает, что все должно быть в рамках закона. За все мое время работы с Анатолием Панфиловичем у нас ни разу не возникало противоречий. К тому же он понимает, что если мы нарушим какую-то норму, то первая же проверка все выявит (а проверок за эти два года у нас прошло множество и самого разного уровня).

У нас в финансовом управлении есть специальная структура — контрольная группа. Ее задача — проверка правильности расходования бюджетных средств городскими бюджетными организациями. Если выявляются какие-то нарушения, то мы недодаем именно ту сумму, которая была неверно израсходована. Если нарушения серьезные, то винованикам приходится восстанавливать необходимую сумму.

Дело еще и в том, что мы не просто перечисляем какие-то средства бюджетным оргшанизациям, предположим, на питание, ремонт или что-то еще. Со второй половины прошлого года действует система условно-казначейского исполнения бюджета. Это значит, что деньги мы переводим лишь после того, как нам в финансовое управление будут предъявлены копии документов, подтверждающих поставку какого-то товара или оказание услуг для бюджетной организации.

— То есть, «сначала статья, а потом — деньги»?
— Да. И мы еще проверим, по какой цене будут поставлены «стулья», и какого они качества. Все очень серьезно.
— А сколько Новочеркасску вообще необходимо денег для нормальной жизни?

— Намного больше, чем мы можем заработать. Например, только для окончания работ на водоводе надо 250 миллионов — больше трети годового бюджета. Для капремонта жилья надо самое малое миллионов 60, а мы можем направить на эти цели из бюджета только 10 процентов от этой суммы — 6 миллионов.

— Почему?
— Потому что, согласно принципам реформы жилищно-коммунального хозяйства, 90 процентов необходимых средств на содержание жилого фонда должно оплачиваться населением. Хотя для населения это суммы неподъемные. Так, в 2002 году на эти цели от населения поступило всего 3,5 млн. рублей.

— И кто это придумал?
— Но не мы. Мы на местах лишь исполняем законы, постановления, другие нормативные акты. Мы — власть исполнительная, а придумывают законы, как вы сами понимаете, органы власти законодательной.
Кстати, скоро выборы, было бы хорошо, если бы в Законодательное собрание от Новочеркасска прошли люди, которые могут разбираться в нашей экономике и знают проблемы города, люди, имеющие опыт работы, компетентные.
Основной документ для нас — это «Закон о межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области». Там прописаны все правила, все методики, все расчеты бюджетных статей, исходя, например, из числа жителей, льготников разных категорий, детей, школьников и прочих составляющих.

На основе этого рассчитывается бюджет для города. Это настолько жесткий, настолько зарегулированный документ, что он практически не дает сделать ни шагу в сторону. Все расписано по ведомствам, по функциям, по статьям. Каждая цифра имеет строго свое место. И еще. Городской бюджет рассчитан только на текущие платежи. Капитальный ремонт за счет этих средств сделать невозможно. На это надо привлекать деньги из бюджета области. А их просто так дать не могут. Все только в рамках целевых программ. Их в области несколько и они охватывают довольно широкий спектр жизненных проблем — от ремонта крупных объектов до социальной поддержки малообесспеченных семей. Здесь самое важное — быть включенным в областную программу. Но и там все регламентируется, все просчитывается.

— А если происходит что-то непредвиденное?
— Для этих целей в городе есть специальный резервный фонд. В прошлом году он составлял 4,5 млн. рублей. Из него можно направить средства на непредусмотренные бюджетом цели. Например, стихийное бедствие, пожар, наводнение, ураган, что-то еще. Его размер тоже утверждают через Думу. В текущем году сумма резервного фонда уменьшена и составляет только 4 млн. рублей.
— Все равно деньги немалые.
— Но ведь и город большой, то одно случилось, то другое. Обращений много и по самым разным поводам. Бывают случаи радостные, например, поощрение работников какого-то ведомства или организации в связи с профессиональным праздником или памятной датой, а бывают и печальные — беда в доме, трагические обстоятельства.

Вот я смотрю на цифры прошлогоднего бюджета и в них для меня видна вся жизнь города — что происходило, что случалось, как город жил, какие проблемы решал, как работала его промышленность. Для меня цифры — это очень понятная вещь. Вы говорите, что это скучно. Нет, наверное, в них — сама жизнь, в них чувствуется пульс города. Я никогда не пожалела о том, что всю жизнь посвятила работе с цифрами!
Последние слова Валентина Михайловна произнесла настолько убедительно, с таким жаром, что усомниться в них было просто невозможно.