Сегодня:

ОТ АТАМАНА ПЛАТОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Проспект, носящий имя основателя Новочеркасска И.М. Платова (в советское время он назывался Подтелковским), пересекает город от северо-восточной окраины до юго-западной. Его протяженность превышает три с половиной километра, а ширина пятьдесят метров.
Согласно нумерации строений (домовладений), проспект начинается от Железнодорожной улицы, но с градостроительной точки зрения он берет начало от площади Ермака и уходит от нее в противоположные стороны. В таком порядке осуществлялась и его застройка. У проспекта есть еще одна особенность. Он зримо делится на три близкие по протяженности, но совершенно разные по архитектурно-пространственной организации части. Первая проложена по северо-восточному склону Бирючекутской возвышенности; вторая, почти горизонтальная с бульваром, простирается от площади Ермака до улицы Орджоникидзе; и третья — с заметным уклоном, переходящим в крутой спуск к Западенской балке, и затем также круто восходящая к Силикатной улице, где и заканчивается проспект.
Так что и прогулку нашу по Платовскому проспекту мы совершим в три захода.

Стою на границе площади Ермака и Платовского проспекта. За спиной — громада Вознесенского собора, его тыльная, алтарная, сторона, а впереди неширокая, плавно уходящая вниз, проезжая часть проспекта, обрамленная широкими грунтовыми полосами с тремя-четырьмя рядами деревьев. Деревья закрывают не только большую часть зданий, но и пригородный луг и далекий горизонт. На тротуарах — редкие прохожие. Иные, не желая спотыкаться на разбитых пешеходных дорожках, идут по проезжей части, сторонясь пробегающих вверх-вниз автомашин.

Лучи утреннего солнца освещают боковой фасад Дома офицеров. Его «лицо» обращено к площади и собору, которому он обязан своим «рождением». Ведь это бывший архиерейский дом, построенный более ста лет назад. В 1924 году он стал госучреждением, а после освобождения Новочеркасска от немецких оккупантов здесь разместился Дом офицеров. Примерно такая же метаморфоза произошла и с двухэтажным зданием в стиле классицизма, стоящим на другом углу этого небольшого квартала. В досоветское время это была консистория (учреждение по церковным делам при епархиальном архиерее), а теперь его занимает войсковая часть. Интервал между двумя угловыми зданиями заполнен невзрачными хозпостройками.

Следующий квартал от улицы Урицкого (бывшая Консисторская) начинается типовым пятиэтажным жилым домом постройки 70-х годов. Часть его первого этажа занята продовольственным магазином. Таким длинных серых пятиэтажек в городе довольно много и на них взгляд, как правило, не задерживается. Даже при наличии приставных лоджий, как у следующей пятиэтажки. Иное дело здание, находящееся между ними и отступившее от тротуара почти на двадцать метров (см. фото). Ныне это один из учебных корпусов мелиоративной академии. До 1962 года здесь находился Новочеркасский ветеринарный институт. Построено же оно было в 1891 году для епархиального училища по проекту новочеркасца, выпускника Петербургской академии художеств П.С. Студеникина. Архитектура здания эклектична, но интересна. Общие пропорции, строгая симметрия главного фасада, а также оформление первого этажа, соответствуют канонам классицизма. В решении второго и третьего этажей широко использованы элементы древнерусского зодчества. Это и обрамления арочных оконных проемов, и изящные стилизованные колоннки с резными капителями, и ряды кокошников — раковин на аттиках, завершающих боковые и центральный ризамиты. К сожалению, теперь обзор здания и его фотографирование (оно этого достойно) затруднены из-за разросшихся, плотно посаженных перед ним деревьев. Замыкает квартал странный разноэтажный жилой дом, получившийся в результате перестройки — надстройки бывшей столовой. Этот объект, одна из примет последнего времени, введен в строй в прошлом году. Новое время отметилось на проспекте и рядом небольших ларечков, торгующих всякой всячиной.

Там, где к проспекту подходит переулок Комсомольский, а отходит от него улица Октябрьская, заканчивается пологая, пригодная для транспорта его часть. Отсюда он круто уходит вниз, а взору открывается излучина Тузлова и тающая в мареве даль, то сливающаяся с небом, то четко отделенная от него у горизонта ультрамариновой полосой.

Теперь нам предстоит довольно долгий спуск по двухсотступенчатой лестнице, разделенной множеством промежуточных площадок. Эта лестница — единственный короткий путь от центра к бывшей Нижней промплощадке завода им. Никольского, а для живущих в ее районе — лестница дает возможность выбраться наверх и вернуться домой без риска свалиться в промоину или застрять в зарослях, покрывших спуск. К тому же здесь образовались многочисленные свалки мусора и всевозможных бытовых отходов. Эта безотрадная картина напомнила мне слова из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»:
«Человек не должен выпускать из рук ружья, лопаты, метлы, чтобы отбивать свою культуру от волков, метели, сорных трав. Стоит зазеваться, отвлечься на год-два и пропало дело — из лесов пойдут волки, полезет чертополох, города завалит снегом, засыплет пылью».

Насчет ружья — это уж слишком. Волки в нашей округе, хоть и называется она Бирючий кут, пока не рыщут. А вот бродячие собаки, да и те, что выгуливаются хозяевами, могут вынудить взяться не только за метлу. В остальном автор прав.
Однако, спуск закончился. Небольшая передышка и — вверх. В хорошую погоду, да если не спеша — это не так уж и сложно. А если дождь? Снег? Или того хуже — гололед?

Преодолев подъем и отдышавшись, направляемся вверх по тротуару вдоль четной стороны проспекта. Застроена эта сторона довольно плотно одно-, полутора- и двухэтажными домами. Время их постройки, как и архитектурный облик — различны. Тут и солидные старинные особняки, тяготеющие к определенному стилю или с «образцовым» главным фасадом; есть и два деревянных дома — куреня. По большей же части — это неказистые постройки послевоенного времени. Один из таких облагорожен обкладкой современным керамическим кирпичом.

Через открытые ворота или невысокий забор можно увидеть характерный «шанхай» городских дворов: пристройки-надстройки, летние кухни, гаражи, разнокалиберные сараюшки, собачьи будки и т.п.

На подходе к площади Ермака шеренга домов становится более плотной, а сами дома несколько выше. Местоположение обязывает — рядом собор!