Сегодня:

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
«От чего мы гибнем, но без чего и жить не можем…»

Автобусы, трамваи, троллейбусы — вот уж куда мы садимся без всякой опаски за свою жизнь. И если при посадке в самолет, на судно или даже на поезд нет-нет да мелькнет тревожная мысль — а вдруг? — то в салоне автобуса мы думаем о чем угодно, только не о безопасности. Да и что может произойти за эти три остановки от нашего дома до работы?

А все что угодно! Столкновение с автотранспортом, пожар, экстренное торможение, криминальные конфликты и даже сексуальные домогательства.

Мы боимся самолетов, между тем городской автотранспорт гораздо чаще попадает в катастрофы, чем авиалайнеры. Много чаще. И если по одной, по две, по три собрать по России все жертвы общественного транспорта, они и в десять аэробусов не влезут. Так что лучше бояться. Бояться и быть готовым к самоспасению.
Начнем с простого — с травматической опасности. Ступени большинства общественных средств транспорта, особенно для людей преклонного возраста и, особенно в непогоду, опасны ничуть не меньше, чем скальная стена для штурмующих ее альпинистов. Только эта «стена» мало что крута и неудобна, еще и норовит уехать из-под ног или сбросить восходителя ударом закрывающейся двери в лоб. Тут не зевай, нормативы — как в армии на полосе препятствий: 10 секунд на подход, 10 — на преодоление. Кто не успел — тот опоздал.

Строго говоря, безопасность общественного транспорта — это вопрос общей культуры пользующихся им пассажиров. При соблюдении общепринятых норм этикета травмослучаев просто не было бы. Инвалиды, дети и престарелые заходили и выходили бы через переднюю дверь, галантные кавалеры пропускали бы дам вперед, поддерживая на ступеньках за локоток, водитель лично выходил бы на каждой остановке убедиться, что в дверях никто не торчит и т.п. Милая картина, сродни добрым рождественским сказкам.
В жизни все по-другому. Не подают джентльмены дамам руку, потому что не могут, потому что этой рукой, согнутой в локте, тычут этих самых дам куда приходится. А как иначе — опаздывать на работу, если не хочешь быть уволенным, нельзя, а автобусов хронически не хватает? Да и леди особенно не стесняются, идя на приступ дверей. Им тоже опаздывать не хочется. Совершенно справедливо. Тут или ехать, или на остановке великосветских персон изображать. Мне и вам — лучше ехать. Как говорится — вопрос общей культуры. В целом.
Соответственно отсутствие общей культуры можно компенсировать личными навыками выживания в городском пассажирском транспорте. Если вы габаритами не напоминаете Шварценеггера, постарайтесь не оказываться между автобусом и поджидающей его толпой.
Особенно это опасно в гололед, когда земля на остановках покрыта скользкой коркой льда. Вас могут уронить и слегка затоптать, притиснуть к борту подошедшего транспорта или, что самое опасное, при подходе столкнуть с бордюра остановки под его колеса.
Не впихивайте в закрывающиеся двери руки и сумки, ноги в надежде на то, что за ними можно втянуть и остальное. Вас просто может зажать в дверях.

Другая сторона этой «дверной» медали — срезанные преступниками зажатые снаружи заплечные сумки, пакеты и карманы на верхней одежде. Ну как не воспользоваться такой уникальной возможностью, когда хозяин заперт в салоне автобуса, а его незащищенное имущество предлагается в качестве безопасного предмета всем желающим. Всего-то дел — подошел, резанул бритвой по ремню или карману и ушел. Тут даже не только вор соблазнится!
Теперь прочие, связанные с передвижением в общественном транспорте советы:
— Не входите и не выходите из транспорта до полной его остановки.
— Не прислоняйтесь к дверям, не высовывайте головы, руки из окна.
— Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры — поручень над головой.
— Стоять лучше всего лицом в сторону движения. Чтобы заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении или торможении вы упадете лицом вперед, а не на спину, что гораздо опаснее.
— Определенную угрозу в случае резких остановок и торможений представляют зонты, трости, т.п. предметы с острыми и выступающими краями.

— Небезопасно в движущемся транспорте ходить, вместо того, чтобы стоять, удерживаясь за поручень, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
— Небесполезно знать, где в транспорте располагаются и как приводятся в действие аварийные выходы. Пока вы едете, вам все равно делать нечего, так почитайте вместо газеты аварийные инструкции.

В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении, попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале — увидеть место приземления.
Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после дорожно-транспортного происшествия желательно как можно быстрее покинуть салон и отойти на 10-15 метров в сторону.
При заклинивании входных дверей или образовавшемся людском заторе, воспользуйтесь запасными выходами, не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной шланг, вырванный из спинки сидения металлический стержень, жесткий «дипломат» и т.п. В крайнем случае, вышибайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся в нем стекол.
Из автобуса, лежащего на боку, можно выбраться через вентиляционные люки в крыше.
При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание в очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть.

При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует закрыть заранее шарфом, платком, полой одежды, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью. Горящие материалы, используемые в отделке автобусов и трамваев, очень токсичны, и бывает достаточно сделать всего несколько вздохов, чтобы потерять сознание.
При обнаружении небольших очагов пожара, надо сообщить о них водителю и попытаться загасить огонь своими силами с помощью висящего в салоне, обычно ближе к водительскому месту, огнетушителя, песка, хранящегося в специальном ящике или рундучке под сиденьем, или плотной ткани (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды).
В городском электрическом транспорте во время пожара опасность предоставляет обгорающая электропроводка. Поэтому лучше лишний раз не касаться стен и металлических деталей корпуса. И не заливать огонь водой или иными жидкостями.
При аварии, в случае, когда поврежден токонесущий провод, самые безопасные места в трамвае и троллейбусе — сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а на стены и поручни не наваливаться.
Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь поручней и других частей корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Нельзя пытаться, стоя на земле, помогать другим выходящим пассажирам. Такая вежливость может быть убийственная как для вас, так и для них. Указанный прием — выход прыжком — должен использоваться даже в случае отсутствия видимых повреждений конструкции троллейбуса или трамвая и линии электропередачи.
При авариях, связанных с переворотом и зависанием транспорта на склонах, первым пассажирам, вылезшим наружу, надо предпринять самые энергичные меры для закрепления автобуса от дальнейшего сползания или переворота, вызванного смещением находящихся в салоне людей. Проще всего это сделать, подложив под находящийся в неустойчивом равновесии бок транспортного средства какие-нибудь объемные предметы (принцип железнодорожного башмака, подставленного под колесо вагона).
Чтобы не пострадать при аварии, надо:
— Держаться за поручни.
— Стоять лицом в сторону движения, чтобы вовремя заметить опасность.
— При столкновении сгруппироваться, закрыть голову руками.
— Быстро покинуть транспорт. Из электротранспорта выходить прыжком, не касаясь поручней, чтобы не получить электротравму.
— Воспользоваться аварийным выходом (люк на крыше или окно) или выбить стекло.
Нельзя:
— Ходить по салону.
— Загромождать проход вещами.
— Дремать.
— Находиться на расстоянии ближе чем 10-15 метров от аварийного транспорта.
Определенную угрозу в современном городском транспорте представляет чрезмерная скученность пассажиров в салоне. Это та же толпа, со всеми присущими ей опасностями — давкой, паникой и т.п. В подобной случайности очень часто от давки, нехватки воздуха, жары и психологического стресса страдают больные люди. К сожалению, не только страдают, но даже и умирают. Если в переполненном автобусе рядом с вами кому-то стало плохо — отнеситесь к этому серьезно. Приложите все силы для освобождения человека от давки, посадите его, обеспечьте к нему доступ свежего воздуха, открыв окно или сдвинувшись в сторону, выведите его на улицу на первой остановке. И еще постарайтесь отыскать среди пассажиров медицинского работника. Народу в транспорте много, не может быть, чтобы среди них не нашлось ни одного, способного оказать квалифицированную помощь, врача.
(Окончание в следующем номере).

Рисунки автора.
row['name']