Сегодня: 19 апреля 3615, Воскресенье

ЧТОБ Я ТАК ЖИЛ!

Этот материал нам передали сотрудники аппарата Представителя Президента России в Южном Федеральном округе В.Г. Казанцева, пояснив, что внимательно следят за публикациями в «ЧЛ» на тему жилищно-коммунальных дел, тарифов и т.д. — тему, близкую (и больную!) практически для каждого человека. Написал его Г.Г. Капканов, интервью с ним мы публиковали в нашей газете (см. «ЧЛ» № 2 от 15.01.2003 г. и № 3 от 22.01.2003 г.). Итак, продолжение разговора.

Энергетики называют повышение тарифов объективной необходимостью. Причины: увеличение оптовых цен на электричество, газ, ведь Ростовская область вынуждена около 80% энергии докупать на Федеральном оптовом рынке. Это и увеличение абонентской платы за услуги РАО ЕЭС, это, наконец, инфляционные процессы, которые происходят в экономике. Но все эти причины приводят к росту тарифов максимум на 12-15%. Тем не менее, тарифы увеличены на 50%. Чем это объяснить?
Дело в том, что правительство отменило так называемое перекрестное субсидирование. При нем промышленность оплачивала часть расходов населения на электроэнергию, т.е. население покупало электроэнергию по льготной цене, а промышленность — гораздо дороже.

Казалось бы, ликвидация перекрестного субсидирования — нужное дело, ведь промышленность вынуждена переплачивать миллионы рублей. Естественно, это увеличивает затраты на выпускаемую продукцию, не дает увеличивать зарплаты. Логика простая: промышленность вздохнет свободнее, зарплата у работников поднимется, и им будет легче платить за бытовую энергию.
И все же здесь есть несколько «но».
Как быть уже сейчас, когда зарплаты не выросли, а тарифы поднялись? Ведь новые правила расчета тарифов действуют с января этого года.

Губернатор области В.Ф. Чуб, руководители других субъектов федерации обращались к правительству с просьбой приостановить действие новой методики расчета тарифов на период реформ в энергетике. Ответа пока нет.

И второе «но». По какой-то непонятной причине жители Ростовской области от повышения тарифов пострадают больше всего. Теперь они будут платить 1 рубль 20 коп. за один киловатт-час в городе и 1 рубль 2 копейки — в селе. Тогда как жители, например, Астраханской области — 90 копеек за один киловатт-час, республики Северная Осетия — 1 рубль, жители Волгоградской области — 1 рубль 5 копеек. И это при том, что у нас не так давно была введена в действие Волгодонская АЭС. А Ростовская область, по закону, даже не имеет права закупать электроэнергию по сниженным ценам с собственной АЭС. Мало того — были отменены льготы для населения, проживающего в 30-километровой зоне от АЭС. На мой взгляд, ситуация осложняется еще и тем, что никто в стране не знает: как расходует деньги РАО ЕЭС.

Каковы же на самом деле затраты на содержание энергосистем, оборудования, а сколько идет на содержание управленцев? Нет прозрачности в бюджете монополиста — РАО ЕЭС. Неизвестно, сколько непрофильных объектов строит и содержит энергетический монополист. Какие зарплаты и выплаты у менеджмента компании?
Износ основного оборудования достиг в нашей энергосистеме 30-40 процентов, а КПД российских электростанций на 10-15 процентов меньше, чем в других странах.

Нужны средства на техническое перевооружение? Может быть, есть смысл поискать их не в карманах населения, а у банков? Брать, как все хозяйствующие субъекты, кредиты?
Вот на чем надо настаивать: на проверке и обосновании всех затрат энергетиков.

Пока же, по-моему, пошли на повышение тарифов, до конца не просчитав социальных последствий такого шага.
А социальные последствия повышения тарифов, конечно, будут тяжелыми. Единственной поддержкой для жителей станет то, что сейчас будет действовать адресная социальная помощь населению. Это снизит последствия роста тарифов для малообеспеченных жителей. Семья будет тратить в месяц на электроэнергию около 150-200 рублей.

Существенно увеличатся расходы на электроэнергию у людей с высоким энергопотреблением. Но у этих людей, как правило, и более высокие доходы.
Кроме того, с февраля по решению правительства увеличены пенсии. Но эта прибавка вряд ли покроет расходы населения на оплату электроэнергии по новым тарифам. Ведь достаточно посмотреть не на среднестатистическую семью, а на конкретного пенсионера, который в нашей области получает пенсию 1000-1500 рублей. Насколько же рост тарифов ударит по нему! Создаст ему проблемы.
Наверное, не проблемы должно создавать государство сегодня пожилому человеку…

Сегодня проблемой повышения тарифов озабочены все — и профсоюзы, и депутаты. Полномочный представитель в ЮФО Виктор Германович Казанцев дал поручение разобраться. Обязательно надо найти способы облегчить бремя уплаты тарифов, обращаться по этому вопросу в правительство, в РАО ЕЭС. Будем ждать.
А пока высказать свое мнение по поводу того, насколько обоснованно повышение тарифов, я попросил прокуратуру Ростовской области. Сейчас с этими вопросами разбирается Арбитражный суд.
Надеюсь, что все меры, которые принимают — и обращения в Правительство, и депутатские запросы, и судебные процедуры внесут ясность в ситуацию.

По-моему, повышая тариф, наши энергетики нашли самый легкий путь. Искать простые пути выхода из проблем — это хорошо, это правильно. Но это правильно до тех пор, пока решение проблем не коснется напрямую каждого из нас. У нас, как известно, зарплаты и доходы пока еще «социалистические». А цены и тарифы на электроэнергию предлагаются вполне «капиталистические».
Почему предстоящая реформа несет в своей основе приватизацию объектов энергетики? Хорошо ли это? Например, в Канаде приватизация энергосистем привела к росту цен на дешевую ранее электроэнергию. В Бразилии — к системному кризису экономики. В Молдове — к переходу 60 процентов электросетей в руки иностранного хозяина, а в Грузии — к недоступности электроэнергии из-за тарифов для большинства населения.

Я — за реформу. Но за реформу качества услуг, за реформу системной перестройки энергетического монополиста. А не за реформу путем повышения цен и тарифов.

Геннадий Капканов, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента России в Южном федеральном округе.