Сегодня:

Канитель
Восемьдесят пять лет назад, 28 февраля 1918 года в революционном Петрограде от паралича сердца скончался наш великий земляк, один из руководителей Товарищества передвижных вставок, академик живописи Николай Никанорович Дубовской.
В конце этого года можно будет говорить еще об одной, совсем уж круглой дате, связанной с этим именем. Дело в том, что 20 декабря 1913 года Н.Н. Дубовской направил голове Новочеркасской управы А.С. Дронову заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. Условие ставилось одно — поместить подаренное в специально построенном здании.

Городская управа с благодарностью приняла это предложение и тогда же ассигновала аванс на проектирование и строительство первой очереди музея. Был выделен участок напротив Офицерского собрания (теперь библиотека им. А.С. Пушкина), а племянник художника В.Е. Дубовской, бывший тогда главным архитектором Новочеркасска, взялся безвозмездно составить проект. Но началась Первая мировая война, потом грянула революция, а за ней гражданская война. Не до музея было.

В 30-х годах минувшего века вопрос о необходимости создания в Новочеркасске художественного музея поднимали художник И.И. Крылов, писатели К.А. Тренев, А.С. Серафимович и другие. А тут снова война.

После Великой Отечественной войны музей истории донского казачества (МИДК) решил принять на временное хранение завещанную Дубовским коллекцию картин. По поручению тогдашнего директора музея Н.М. Титова весной 1946 года в Ленинград поехал доцент политехнического института, художник А.М. Зыков. Александр Михайлович удачно провел переговоры с сыном Дубовского Сергеем Николаевичем и директором Русского музея П.К. Балтуном. В том же году картины поступили в МИДК.
Поначалу значительная их часть входила в экспозицию музея, но так как его профиль иной, картин и этюдов в залах постепенно становилось все меньше. А вопрос о строительстве здания для художественного музея никак не решался.

В феврале 1968 года в горисполком поступило решение Академии художеств СССР с рекомендацией создать «Новочеркасский музей изобразительных искусств имени Н.Н. Дубовского».
Рекомендация — не приказ. Все осталось, как было.
В 1972 году забрезжила надежда на благополучный исход многолетней канители. Энтузиасты во главе с А.М. Зыковым добились принципиального согласия руководства города отдать под художественный музей здание тогдашнего Продторга на проспекте Ермака или освобождавшийся корпус швейной фабрики на ул. Московской (тогда пр. Ленина). Но эти варианты дирекция МИДК посчитала не подходящими. Однако энтузиасты-общественники не успокаивались. Выступления в печати И.В. Власова, В.И. Кулишова, Б.А. Плевакина, А.А. Данцева и других, периодически напоминали властям города о необходимости выполнить условие, на котором великий пейзажист завещал Новочеркасску свою художественную коллекцию.

В феврале-марте 1993 года городская газета «Донская речь» в пяти номерах опубликовала материал журналиста-краеведа И. Кравченко «Судьба коллекции. По страницам монографии А.М. Зыкова «Дубовской и Новочеркасск». И сегодня актуальны слова из той публикации: «Десятилетия сменяют друг друга. Часть картин Н.Н. Дубовского экспонируется в музее, а остальные продолжают томиться в запаснике…»

На выступление Кравченко оперативно откликнулась директор МИДК С.А. Сединко. В заметке «Еще раз о судьбе коллекции картин», помещенной в той же газете 10 марта 1993 года, она писала: «В настоящее время собрание произведений Н.Н. Дубовского в музее истории донского казачества является одним из самых полных в стране. Основу коллекции составляет дар самого Н.Н. Дубовского. Музей не только получил дар, завещанный художником, но целенаправленно пополнял на протяжении нескольких десятилетий данную коллекцию». Размышляя далее о возможностях экспонирования этой бесценной коллекции Светлана Алексеевна с горечью замечала: «В свое время большие надежды нами возлагались на передачу Атаманского дворца, где предполагалось создать художественный отдел музея (выделено мной. — В.Р.). Была заказана проектно-сметная документация, однако ее тома и сегодня пылятся в музее».

К сказанному выше можно добавить, что в запасниках МИДК и его филиалов, кроме значительно пополнившейся коллекции работ Н.Н. Дубовского «томятся» произведения еще трех знаменитых живописцев, наших земляков: И.И. Крылова (он безвозмездно передал городу более 1000 картин, этюдов, рисунков), М.Б. Грекова и Н.В. Овечкина (около 140 работ).

Два года назад закончилось, растянувшееся на четверть века, строительство здания для городской администрации. Атаманский дворец освободился и его передали МИДК. Казалось бы, пришло время смахнуть пыль с папок давнего проекта и приступить к его реализации. Но не тут-то было. Областное министерство культуры, как выяснилось, имело на этот счет иные планы и финансировать собиралось совсем не тот проект, о котором писала в 1993 году Сединко.

Узнав об этом, группа заинтересованных лиц (В. Кулишов, О. Лобов, А. Данцев, Л. Елисеев, Н. Шехавцев, В. Грезунов, В. Репников) в марте 2001 года напросилась на прием к только что вступившему тогда в должность мэра Новочеркасска А.П. Волкову. Анатолий Панфилович, сославшись на большую занятость, выслал к нам своего заместителя С.Г. Бондарева. В беседе приняли участие начальник управления культуры и искусства Г.А. Ерашова и директор МИДК С.А. Сединко. Нас внимательно выслушали и дали понять, что об Атаманском дворце, как возможном художественном музее, следует забыть. Надо, сказали, искать другие варианты.
Понимая истинный смысл такой рекомендации, представители общественности города в мае передали через управление культуры и искусства главе администрации письменное обращение с просьбой поддержать идею создания в Новочеркасске художественного музея или картинной галереи и способствовать передаче для этой цели Атаманского дворца. Ответа из мэрии не последовало…