Сегодня:

Событие
В череде памятных, праздничных дат, которые отмечают новочеркасцы, есть особая — 13 февраля — день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Шестьдесят лет минуло с того холодного февральского дня 1943 года, когда после семи тяжелых месяцев оккупации, над нашим городом вновь взвился красный флаг.

Традиция отмечать этот день существует давно. Только вот виновников торжества, освободителей Новочеркасска на митинги приходит все меньше.

Десять часов утра. Ветрено, морозно, солнечно. Площадь Платова. Перед памятником основателю города собрались фронтовики, молодежь, суворовцы училища МВД, казаки.
Глава городской Думы Владимир Золоторенко открывает митинг. Он говорит о том, какой ценой далось 60 лет назад освобождение Новочеркасска. Ветераны Андрей Яковлевич Голеницкий, Анна Васильевна Трубицина вспоминают о том, как это было. «После разгрома гитлеровцев под Сталинградом нас направили на юго-запад освобождать Ростовскую область, — говорит Анна Васильевна. — Я воевала в составе 72-го отдельного гвардейского батальона связи. К Новочеркасску мы подошли со стороны станицы Кривянской вечером 12 февраля. Ночью я видела зарево пожаров над городом…»
Справа от постамента памятника М.И. Платову есть гранитный куб. На его гранях — имена офицеров Советской армии, погибших при освобождении города. Здесь в братской могиле они нашли вечный покой. Подполковник Д. Жидовецкий и В. Аксютич, майоры Я. Керлин, В. Млынский и Тестов, капитан М. Попов, старший лейтенант Голобородько. Алые гвоздики и венки легли на гранит, отметив шестидесятую годовщину их гибели. Они отдали жизнь за наш город.

Для участников памятной акции, ветеранов и молодежи, поданы автобусы. Несколько минут — и остановка у другой братской могилы — в Хотунке.

Здесь тоже покоятся освободители города — лейтенант А. Гавриленко, сержанты Г. Кудряшов и В. Павлов, рядовые Г. Дедыка, Ф. Клемин, Г. Дзулура, имена нескольких бойцов остались неизвестными.

Тесным кольцом обступили памятник старшеклассники местной школы, казаки, ветераны.
Митинг открывает первый заместитель главы городской Думы Валерий Волков. Он представляет слово Афанасию Петровичу Васильеву. «Мы с вами стоим сейчас у могилы тех, кто отдал свою жизнь за освобождение нашей Родины, нашего города, — сказал Петр Васильевич, обращаясь к собравшимся, — я хочу, чтобы над могилами наших солдат, моих братьев по оружию, моих однополчан, всегда было мирное небо, и чтобы об их подвиге не забывали благодарные потомки».
За активное участие в месячнике военно-патриотической работы, посвященном 60-летию освобождения города и работу в школьном краеведческом центре «Наследие», группе ребят Валерием Волковым были вручены почетные грамоты.

…Цветы и венки полностью закрыли плиту с именами освободителей города, похороненных в Хотунке.
Небольшой переезд и остановка у самолета. Этот памятный знак — МиГ-21 — установлен здесь в 1981 году в память мужества и героизма авиаторов 12-го и 81/5-го гвардейских полков авиации дальнего действия 216/9 гвардейской истребительной авиации, базировавшейся на бывшем когда-то в этом пригороде Новочеркасска аэродроме.

Рядом с постаментом самолета — несколько мраморных плит с именами летчиков, штурманов, стрелков-радистов, служивших в этих подразделениях и погибших в разное время. Здесь никто не похоронен, это просто памятное место. Ветеранов здесь тоже ждут школьники.

Слово берет Анна Ивановна Пузикова, младший сержант, мастер авиационного вооружения. Она вспоминает командира своего полка Александра Ивановича Покрышкина, рассказывает о том, как воевал он, как сражались другие летчики…

Когда закончился митинг и автобусы с ветеранами направились к другому памятному месту, прошу рассказать Анну Ивановну о себе. «Что рассказывать? — говорит она. — Я с 1920 года. Войну прошла от Кубани до Берлина в 104-м гвардейском истребительном полку. Моей обязанностью было заряжать шесть пулеметов и пушку на самолете. Ростом не вышла, ящики подставляла, чтобы снаряд заложить. Снится ли война? Снится. Сейчас уже редко. Раньше — чаще. Приехали как-то с мужем к его родителям. Приснилась мне война. Я во сне среди ночи кричу во весь голос: «Бей его, фашиста, бей проклятого!» А свекруха испугалась и говорит свекру: «Невестка наша сумасшедшая!» А тот ей: «Дура ты старая, она же воевала!» Воевала. И голод, и холод, и страху натерпелась. Летчики наши улетают на задание, а нас на аэродроме немцы бомбят, обстреливают. Но ничего, жива осталась. Правда, холод окопный не прошел для меня даром, осталась я бездетной. Пенсия у меня хорошая, только жилье неважное — один газ, без удобств…»

Анна Ивановна прервала свой рассказ: автобусы остановились у еще одного памятника — еще одной братской могилы — на территории ОПХ ВНИИВиВ. Здесь покоится прах сержанта М. Барышева и рядовых Н. Бельцева и Л. Ерохина. Они также погибли при освобождении Новочеркасска.

Павел Тимофеевич Безуглов — участник событий шестидесятилетней давности говорит, обращаясь к суворовцам: «Люди, которые лежат здесь, были так же молоды, как и вы. Они так же любили жизнь и хотели жить, но война есть война…

Наша 387-я стрелковая дивизия шла через аксайскую пойму к хутору Мишкин. Мы должны были подавить огневые точки немцев. Открытое место. Окопаться и спрятаться нашим солдатам было невозможно. Белый снег — темные шинели, мы были как на ладони…»
Рассказ Павла Тимофеевича продолжил его тезка — Павел Степанович Шаповаленко, приехавший в наш город по приглашению Совета ветеранов из Украины.

«Четыре дня мы пытались со стороны Мишкина взять подход к городу. Немцы засели в разбитых паровозах на железнодорожных путях и поливали нас огнем. Только когда к нам подошли «Катюши» и дали залп, мы пошли в наступление. Город мы прошли быстро. Очень радует, что жители вашего города, который мы освобождали, чтят память моих погибших товарищей. Молодежь, помните, что стоящие сейчас перед вами деды освобождали ваш город!»
«Любо, Павлик!» — воскликнул ровесник Павла Степановича из числа новочеркасских казаков.

После возложения венков, направляясь к автобусам, один из них обратился с вопросом к освободителю города Ивану Михайловичу Потуданскому: «А какая погода тогда была?» — «Примерно как и сейчас — морозно, ветрено». — «А сколько градусов?» —
«Да кто ж там измерял? — удивился Иван Михайлович. — Холодно было».

Несколько минут, и автобусы подъехали к мемориалу на братском кладбище. Здесь ветеранов ждали. Военный оркестр, курсанты института связи, учащиеся колледжей, студенты, школьники, руководство города.

В полдень началась панихида. Ее служил благочинный Новочеркасского округа, протоиерей Олег Добринский. «Во блаженном успении — вечный покой, вечная память сложившим головы свои за землю свою!..»

Панихида завершается. Звучат фанфары. Начинается митинг. Слово предоставляется мэру города. «Здесь, на этом кладбище, покоится прах более шестисот бойцов, погибших при освобождении города и умерших от ран в госпиталях, — говорит Анатолий Волков, — война — это зло, пришедшее на нашу землю. Только в Новочеркасске было расстреляно более тысячи его жителей, более полутора тысяч было угнано в Германию. На фронт ушли 20 тысяч новочеркасцев, почти половина из них не вернулась. Люди, которые отдали свои жизни для спасения независимости нашей страны, были лучшими представителями нашего народа.

Хочу еще раз сказать слова благодарности освободителям города, участникам Сталинградского сражения и всем солдатам Великой Отечественной войны за их труд, направленный на восстановление страны».
Владимир Золоторенко сказал: «Ваш подвиг, дорогие ветераны, — бессмертен. Благодаря вам живем мы и существует наша страна. Ваш жизненный опыт, ваше героическое прошлое очень нужны для воспитания сегодняшней молодежи. Кто, как не вы, сможет научить ее настоящему патриотизму?»

Ветеран 91-го гвардейского стрелкового полка, 33-й гвардейской дивизии, участник освобождения Новочеркасска Петр Николаевич Сахно вспомнил еще раз бои за наш город: «Погибших тогда могло быть намного больше, — сказал он, — но наше командование, учитывая предыдущий опыт боев, пошло по пути создания небольших штурмовых отрядов. В одном из них воевал и я. Не сразу нам удалось выбить немцев из Новочеркасска, но к утру 13-го февраля город мы взяли».

«…Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым!»

К Вечному огню возлагают цветы, венки и гирлянды. Звучит троекратный залп салюта.

Автобусы с фронтовиками идут в центр город. Анна Ивановна Пузикова, обращаясь к своим ровесницам-фронтовичкам, говорит: «Подруги, давайте зайдем ко мне. У меня есть и что выпить, и чем закусить. Отметим праздник. Такой день сегодня!»
День шестидесятой годовщины освобождения Новочеркасска от гитлеровцев.