Сегодня:

Преобразования
С января 2003 года несколько учреждений образования нашего города — а именно 7 из 75 — изменили свой статус, перейдя из муниципальных в разряд государственных. Это учреждения господдержки детства: детские дома NN 1, 2, 4, 8 и школы-интернаты NN 1, 28, 33. Как отразились нововведения на положении этих учебных заведений, рады ли происходящим переменам директора д/д и интернатов, каков взгляд на ситуацию руководства управления городского образования? В этих вопросах попытался разобраться корреспондент «В».
В.А. Чернов, директор школы-интерната N 1: «Конечно, хорошо или плохо это для нас сейчас так прямо сказать нельзя, мы еще в самой начальной стадии, надо решить много организационных и «бумажных» вопросов. Но финансирование — это небо и земля, так как областное больше по объему, к тому же появляется возможность самостоятельной деятельности. С кадрами бухгалтерскими у нас никаких проблем не возникло, штат уже укомплектован. Так что мы надеемся на лучшее и к работе в новых условиях готовы».
Л.В. Темина, директор детского дома N 8: «Переходный период идет очень тяжело. Проблемы возникли большие и психологического, и организационного плана. Главные трудности с кадрами — сложно найти бухгалтера, соответствующего требованиям. Опытных бухгалтеров — «бюджетников» на зарплату, которую мы можем им предложить, не привлечешь. Мы приглашаем пенсионеров. Уговариваем себя, что это временные трудности, тем более, что плюсы тоже налицо: деньги приходят вовремя. Но надо решить массу технических вопросов, оформить большое количество правовых документов. Спасибо тем, кто входит в наше «переходное» положение. И все же пока мы ощущаем себя в подвешенном состоянии: мы еще не ТАМ, но уже не ЗДЕСЬ».
В.И. Алимова, директор детского дома N 1: «Областное финансирование — это, конечно, хорошо, спору нет, однако кадровая проблема заслоняет сейчас все возможные выгоды нового статуса. Где взять квалифицированного бухгалтера, четко разбирающегося в бюджетной специфике? Когда нас обслуживала централизованная бухгалтерия, мы чувствовали себя надежно, сейчас очень тревожно. Спасибо, конечно, что управление образования не бросило нас на начальном этапе, но было бы идеально, если б специалисты бухгалтерии продолжили вести наши дела. Сложность еще и в том, что мы не располагаем нормативной базой, нет ничего для обустройства бухгалтерии. Пока не знаю, чего ждать — хорошего или плохого».
Л.И. Лебединская — директор детскoго дома N 2 «Очень остро встала проблема кадров, трудно найти знающего, опытного специалиста-бухгалтера. Нет опыта экономической работы, надо учиться самостоятельно распоряжаться средствами, для этого потребуется время. Проблема еще и в том, что необходимо регулярно ездить теперь в Ростов, а своего транспорта у нас нет».
Павел Панкратов, начальник городского управления образования: «Аналогичные перемены — изменение статуса с муниципального на государственный — произошли более чем в 50 образовательных учреждениях Ростовской области. Вызвано это тем, что в силу разных причин далеко не во всех территориях вопросы, связанные с обеспечением этих учреждений всем необходимым для нормальной жизнедеятельности, решались местными властями успешно. (Если, например, в Новочеркасске проблем со снабжением детей питанием, одеждой, с организацией летнего отдыха, с осуществлением ремонта, закупкой мягкого инвентаря и т.д. практически не возникало, то в тех же шахтерских регионах сложности были). Поэтому, когда появилась такая возможность у губернатора области, он принял решение взять всю заботу по содержанию учреждений господдержки детства на себя. И хотя этому предшествовала определенная предварительная работа, трудности переходного периода проявились сразу же. Учреждения, о которых идет речь, небольшие, и основные их финансовые проблемы решало управление образования с помощью специалистов централизованной бухгалтерии. У директоров не было потребности глубоко разбираться в вопросах обеспечения финансовой дисциплины. Теперь понадобилось срочно перестроиться. И у некоторых получилось быстро освоиться, оперативно и грамотно порешать вопросы, связанные с оформлением документации. Но для большинства руководителей действительно процедура перехода на новую форму финансирования оказалась сложной, много нового надо узнать, во многом разобраться. Поэтому задача доподготовки директоров сейчас очень актуальна. Но решаема. С точки же зрения благополучия этих учреждений при новой форме финансирования, на мой взгляд, будет лучше. Нам не придется теперь с пеной у рта доказывать областному руководству, что те или иные расходы являются для детского дома или интерната насущными, область сама будет учитывать их потребности и планировать финансирование. Кстати, на 2003 год оно уже спланировано на более высоком уровне. Что же касается взаимоотношений города с этими учреждениями, то ни администрация (и мэр об этом прямо высказывался), ни непосредственно наше управление не оставят их без внимания, поддержки и участия, ведь они по-прежнему остаются на нашей территории. Вот, к примеру, на днях возникли проблемы с углем в детском доме N 1, мы ее оперативно решили, хотя формально — это ведь уже как бы и не наша забота, однако от подобных проблем мы ни в коем случае отгораживаться не собираемся. Я думаю, что со временем отладится и система с кадрами, специалисты в городе есть. И есть поле для работы как для самих руководителей, так и для бухгалтеров. И не так уж все страшно, как некоторые представляют. Опыт перевода на самостоятельный баланс учреждений образования — школ, детских садов — у нас имеется. Кстати, если раньше существование централизованной бухгалтерии было оправдано катастрофической нехваткой денег и необходимостью консолидировать средства в центральной бухгалтерии, чтобы иметь возможность этими деньгами оперативно маневрировать, то сейчас ситуация изменилась к лучшему. К тому же требования всех руководящих документов, начиная с Закона об образовании, предусматривают, что любое бюджетное учреждение должно быть в полном смысле слова самостоятельным. Да и те, кто уже перешел на самостоятельный баланс, оценили выгоду такого положения. Так что это — положительное направление в развитии системы управления образования. Если руководитель готов занять активную жизненную позицию, перестроиться, переходный период не станет для него слишком долгим и мучительным. Мы по-прежнему готовы оказывать поддержку образовательным учреждениям нашего города, получившим статус государственных, да и само министерство образования области заинтересовано в том, чтобы совместными усилиями решать все возникающие в нашей сфере проблемы».
Сложности, появившиеся у директоров детских домов и интернатов в связи с изменением статуса и переходом на областное финансирование, во многом схожи. Прежде всего, это проблема с кадрами. Работая за спиной опытных специалистов централизованной бухгалтерии городского управления образования, эти учреждения не имели своих финансистов, и теперь найти грамотного, опытного, четко разбирающегося в нюансах работы с бюджетными средствами специалиста очень нелегко. Кроме этого, у большинства учреждений полностью отсутствует бухгалтерская документация, нормативная база, у некоторых нет компьютеров, сейфов. У самих руководителей недостает опыта самостоятельной экономической работы, в некоторых вопросах нет полной ясности и понимания, что вызывает их обоснованную тревогу в правильности своих действий в той или иной ситуации. В то же время часть директоров уже сейчас настроена оптимистично, и, несмотря на «маленькую неразбериху» переходного периода, склоняется исключительно к положительной оценке произошедшего. К тому же позиция городского управления образования позволяет надеяться, что всем этим детским учреждениям удастся преодолеть возникшие трудности с наименьшими моральными потерями, а открывающаяся перспектива нового статуса принесет гораздо больше плюсов, чем минусов.