Сегодня: 19 апреля 3300, Понедельник

МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ…
В распечатках ЕРКЦ, присланных горожанам в последних числах декабря — начале января, значилось любезное: «С Новым годом!». Но наш народ любезностям коммунальщиков не поверил, тем более что снова увидел на белой бумаге черные цифры сумм, которые предлагали ему заплатить за никем не деланный капитальный ремонт, никем не виданное техническое обслуживание… При том тарифы повысились! И принялись читатели звонить в редакцию, возмущаться. И решили мы опубликовать материал, предложенный нам коллегами из «Вечернего Новочеркасска». Итак, интервью, взятое у Главного федерального инспектора при Полпреде Президента РФ по Южному федеральному округу Геннадия Капканова.
Реформа жилищно-коммунальной сферы нашей повседневной жизни стала основной темой беседы с Геннадием Григорьевичем Капкановым. Причем эту тему избрал сам Главный инспектор:
— Перед тем, как предложить вам это обсуждение, я проехал по области, лично встретился с представителями разных звеньев жилищно-коммунальных служб городов Ростова, Аксая, других муниципалитетов — руководителями, мастерами, домоуправами, чтобы создать для себя полную картину состояния ЖКХ Дона.
— Геннадий Григорьевич! Сегодня много говорят о жилищно-коммунальной реформе. Чем она «грозит» населению? Цены на оплату услуг растут, а качество не улучшается…
— Я внимательно изучал эту проблему и пришёл к парадоксальному выводу: «Реформа есть, и её нет!». Отрасль ЖКХ развалена. Безусловно, жилищная реформа нужна. Но… Вот смотрите, если у человека свой дом, он ведь никого не зовёт ремонтировать коммуникации, крепить забор, вставлять стёкла. Хозяин за всё отвечает и знает — он не сделает — никто не сделает. Этот же принцип должен действовать в приватизированных квартирах, в муниципальном, ведомственном жилом фондах, в товариществах собственников жилья, в кооперативах, МЖК.
Но вы представьте себе хозяина, который разрушил свой дом до основания или в квартиру впустил квартирантов-варваров, а потом на развалинах его заставляют хозяйничать заново? В таком положении оказались очень многие владельцы квартир.
Ведь когда проводилась приватизация жилья, то единицей измерения была одна квартира без коммуникаций, без земельного участка, без мест общего пользования -лифтов, чердаков, подвалов, подъездов. Получилось, что места общего пользования никому не принадлежат. Аналогия с частным домом, где водопровод принадлежит чужому дяде, да ещё такому, который по своему невежеству что-либо разрушил. Сделать вы ничего не можете — это не ваш водопровод, а дядин, но воды нет у вас, а платить заставляют тоже вас. Что вы будете делать? Наверное, тогда вы непрошеного хозяина водопровода выгоните, разберётесь, что он наделал, почему нет воды, и за что, собственно, вы платите?
Однако многочисленные конторы, которые занимаются, а точнее всё-таки, наверное, не занимаются проблемами водяных и тепловых труб, выбитых стёкол, разваленных подъездов, т.е. конторы ЖЭУ, МУФЗ и прочие — никто не разгоняет. Все платят деньги, терпят, уповают на государство, на муниципалитеты. В Ростове-на-Дону МУФЗ исчерпало себя как прогрессивная форма управления ЖКХ. В настоящее время они стали посредниками в схеме оплаты. Единственный рычаг управления, которым они могут воздействовать на ситуацию, это технический надзор за качеством проведения ремонтных работ. В настоящее время решается вопрос о централизации технического надзора и вхождения его в структуру департамента ЖКХ и энергетики.
— Оплата коммунальных услуг — вопрос непростой. Население оплачивает
уже 90 процентов. Говорят, с 2003-го года мы будем платить полную стоимость услуг…
— Действительно, сейчас мы в Ростовской области платим 90%. Есть регионы, где платят 80, 85 процентов. Что касается стопроцентной оплаты со следующего года, то это не так. Правительство отодвинуло сроки начала стопроцентной оплаты до 2010-го года. И сделало совершенно правильно: ведь нельзя платить «капиталистическую» цену за услуги ЖКХ при наших пока ещё «социалистических» зарплатах.
Я хочу понять, сколько денег собирается за техобслуживание и капитальный ремонт, и куда они расходуются? Попросил подсчитать, и вот что получилось. В Ростове в десятиподъездном пятиэтажном доме сто семьдесят квартир. Триста шестьдесят восемь жильцов. Ежемесячно жильцы оплачивают за техобслуживание и капитальный ремонт двадцать пять тысяч, в год — триста тысяч рублей. Эти деньги остаются в распоряжении ЖЭУ, МУФЗ, МПУ. Пусть четверть от трехсот тысяч в год ушла на зарплату. Осталось всё равно немало!
Так вот, есть ли такой дом, в котором заменены коммуникации, отремонтирована крыша, горят все лампочки в подъездах, жильцы не ломают ноги при подходе к дому, то есть средства использованы жилищно-коммунальными органами по прямому назначению и для пользы людей? Я такого дома не нашёл. Если такой дом есть, сообщите мне. Очень буду рад, приеду к вам как в музей, посмотреть.
А все тарифы и расценки посчитали нам работники сферы ЖКХ. И эти все расчёты отнюдь не соответствуют действительности, как показали варианты оплаты с использованием водо-, газо- и теплосчетчиков. Люди, поставившие счётчик, с радостью и изумлением убеждаются, что платят они в среднем в два с лишним раза меньше.
— Установка счётчиков — дело дорогое, не всем по карману. Да и муниципальные ведомства очень неохотно идут на это…
— То, что неохотно, мягко сказано! Я попросил сотрудников своего аппарата
проделать обычный стандартный путь гражданина, желающего установить водо- и
газосчётчик. Препятствия на каждом шагу: отказывают по условиям техники
безопасности, берут деньги за выход на место — 250 рублей, за составление проекта до 500 рублей, навязывают счётчики импортного производства от двух с
половиной до четырёх тысяч рублей. Отечественные стоят восемьсот! Установка
газосчетчика на трубу — от тысячи до четырех тысяч рублей. Итого получается — до
десяти тысяч рублей за установку газосчётчика и одну-две тысячи рублей за
водосчётчик. И всё-таки установка счётчика — единственный путь реально
экономить. В Ростовской области почти семнадцать с половиной миллионов рублей выделили на установку счётчиков в больницах, школах, детских садах и других учреждениях бюджетной сферы. Стали проверять, и выяснилось, что никто не торопится тратить на счетчики выделенные областью деньги. А там, где их всё-таки поставили, расчёты производят по старым договорам, не обращая внимания на показания приборов. В Москве в новых домах счетчики устанавливаются с самого начала, в старых домах — за счёт муниципалитетов. Это нелишне делать и в Ростове, и в других городах области.
— Наверняка, водоканал, горгаз, теплосети не пропустят момент, когда
большинство граждан установят счётчики. Поднимутся тарифы…
— И водоканал, и горгаз, и Ростовэнерго частенько нарушают права потребителей, навязывают свои услуги по своим же тарифам. Вы сами можете взять свои договоры и посмотреть, а несет ли ответственность монополист за длительное отсутствие тепла в квартире, за сухие краны, за слабый напор газа? Демонополизация в системе ЖКХ (обслуживание жилого фонда) в том виде, в каком она существует, принесла скорее вред, чем пользу в плане повышения качества предоставляемых услуг населению. Торги на право обслуживания, как правило, выигрывают предприятия, заявляющие самую низкую цену. Анализ ситуации показал, что такие предприятия не имеют ни соответствующей базы, ни квалифицированного персонала для выполнения работ по обслуживанию жилого фонда. Особенно это касается энергетики. По таким предприятиям идет очень много жалоб от населения по качеству обслуживания, выполнению ремонтных работ. Пример — Октябрьский район Ростова, общество «Карат». Есть, однако, и хороший опыт — по Советскому району Ростова-на-Дону. Там сегодня 43 процента муниципального жилья района (112 домов), обслуживает частная фирма «Оскор». Проводит и текущие, и капитальные ремонты, берет на обслуживание и общежития, и товарищества собственников жилья.
В Ростове-на-Дону внедрение частных предприятий в сферу ЖКХ началось с 1998 — 1999 годов, но не все они показали себя с лучшей стороны, некоторые своей работой привели жилищный фонд только к ухудшению. Отбор предприятий необходимо осуществлять на конкурсной основе.
Большим минусом в ЖКХ является то, что договоры заключаются только на один год и у руководителя возникает вопрос: «А стоит ли прибыль пускать на жилищный фонд, если вдруг администрация скажет, что больше не нуждается в наших услугах?».
— Что представляют сегодня товарищества собственников жилья? Это решение проблем жилищно-коммунальной реформы или очередное заблуждение?
— С одной стороны, это действительно выход для сферы ЖКХ и для самих жильцов. С другой же — целый букет противоречий, различных толкований законов, нехватка нормативов, специалистов, перекосы в исполнении решений. Для ТСЖ нет чёткой законодательной базы. Федеральные нормативные акты дают право субъектам федерации самим регулировать часть вопросов с учётом местных особенностей.
Сейчас в России товарищества обслуживают 4% жилищного муниципального фонда. На фоне остальных наша область по числу ТСЖ занимает одно из ведущих мест: на 1 ноября 2002 г. их было 570, а вместе с жилищными кооперативами и МЖК — 604 (для сравнения: в Ставропольском крае — 200, в Краснодарском — 192). Однако дальше дело не идет: в прошлом году официально отказался от участия в создании товариществ Новочеркасск, в этом году — Миллерово. С 1989-го года в Батайске по-прежнему только пять ТСЖ. Из 39-ти сельских районов работа по созданию товариществ идёт только в 9-ти.
«Специалисты», курирующие вопросы создания и поддержки ТСЖ, «плавают» в самых простых вопросах. Некому управлять. Нет кадров для товариществ. Много вопросов по работе товариществ с налоговыми органами: ТСЖ рассматривается как предприятие, оказывающее услуги населению. И, следовательно, с них требуют уплаты по полной программе всех налогов, в том числе и единого социального. Ну, и можно ещё массу противоречий называть… ТСЖ, по-моему убеждению, дело нужное. Но как всякое нужное дело, попав в руки чиновников, оно меняется до неузнаваемости! Нужно, конечно же, советоваться с населением, разъяснять все позиции по ТСЖ.
— Геннадий Григорьевич, так может и не нужна реформа ЖКХ? Пусть развивается конкуренция, хозяйствуют собственники?
— Я за реформу качества услуг, за реформу учётной политики, а не за реформу платежей в сторону увеличения. При нынешнем состоянии отрасли, плати мы хоть 150 процентов от стоимости услуг, нам будут всё равно отвечать: «Нет денег».
Для начала надо выяснить: а сколько же на самом деле стоят услуги ЖКХ? Может быть, мы с вами давно уже платим 100, а то и более процентов? Кто, кроме сферы ЖКХ, кровно заинтересованных в увеличении платежей, проверял эти нормы? И тарифы? Сколько же на самом деле стоит вода в квартире? Теплые батареи? Чистый подъезд?
Прогнозируется в течение 2002-2003 гг. повышение тарифов на электроэнергию, газ, а это влечет за собой увеличение стоимости теплоэнергии, водоснабжения.
При существующем нормативе оплаты ЖКУ населением 90%, основная тяжесть увеличения тарифов и ставок ляжет на его плечи. Дальнейшее повышение тарифов просто невозможно из-за разрыва между ростом зарплаты и повышением тарифов на ЖКУ. Такие вот основные проблемы. Их, к большому сожалению, далеко не полный перечень.
Я лично поставил себе задачу разобраться в проблеме ЖКХ до основания. И буду этим заниматься. Я очень заинтересован услышать ваши предложения, что надо менять, как надо менять, надо ли что-либо вообще менять…
Я убеждён, что выход есть, и он обязательно будет найден.
Если доходная часть бюджетов муниципалитетов будет расти, если муниципалитеты будут зарабатывать, эффективно хозяйствовать, то можно потратить средства и на доплаты нуждающимся, и на установки счётчиков, и на покупку механизмов и техники для городских служб жилищно-коммунального хозяйства, улучшать их техническое снабжение. Такой подход даст экономию, и в конечном итоге позволит не останавливаться и развивать не только один путь жилищно-коммунальной реформы, предполагающий переложить тяжесть платежей на плечи населения.
Есть другой путь — путь экономии, жёсткого контроля, учёта и умения самостоятельно зарабатывать деньги на нужды горожан и на развитие города. Я считаю это более правильным и перспективным.
Интервью взял Анатолий Ясеник.
От «ЧЛ». Уважаемые горожане — потребители услуг и «услуг» жилищно-коммунальных служб. Поделитесь с нами своими проблемами, своими мыслями и предложениями по проводу ЖКХ. Пожалуйтесь, наконец, в свое удовольствие! Мы обещаем все ваши письма передать Г.Г. Капканову. Авось, лед и тронется…