Сегодня: 19 апреля 6061, Вторник

Впервые появляется такая норма, как форма залога. Наряду со сбором подписей можно вносить залог.
Много неправильных представлений о сути этого новшества. Избирательный залог это не собственные средства кандидата, которыми, как пишут некоторые СМИ, покупает место в бюллетене. Это неверное представление. В законе созданы все условия, чтобы залог был очень сложным делом, невыгодной альтернативой. Надо собрать подписи не менее 2 процентов от численности округа, порядка полутора тысяч. Это не так просто для человека неизвестного. Для тех же. кто имеет принадлежность к определенным партиям, это труда не составит. Избирательный залог в нашей области очень большой – 750 тысяч рублей. Причем, он ни на что больше использован быть не может. Деньги вносятся из собранного избирательного фонда. Сам кандидат может внести только 20 тысяч рублей, не больше как по 3 тысячи рублей может внести частное лицо, не больше 30 тысяч предприятие или избирательное объединение, по полторы тысячи рублей каждому дает для разгона Избирательная комиссия Ростовской области. Таким образом, избирательный залог формируется из значительного числа небольших по величине пожертвований, которые как бы являются гарантией популярности кандидата. Если люди поверили, что кандидат популярен и будет избран, эти деньги вернутся к жертвователям, если он не набрал даже 5%, то эти деньги пойдут в фонд государства. То есть избирательный залог – сбор большого числа доверителей, но рискуют они своими деньгами. Такая форма существует в целом ряде государств и станет альтернативой сбору подписей.
По такому же принципу собирается избирательный фонд. И любое СМИ в любой окружной комиссии может получить информацию, кто финансирует избирательную кампанию того или иного кандидата. В этом и есть открытость ведения кампании и подотчетность обществу.
Сейчас ни за неправильное указывание сведений о себе, ни за использование денег помимо избирательного фонда санкции в виде отказа от регистрации – нет. Все, что обязана сделать избирательная комиссия – это оповестить об этом избирателя. Но решение о том, поддерживать такого нечистоплотного кандидата или не поддерживать, принимает избиратель. Вырастает его роль. Избиратель должен сам осмыслить и принять решение, ни суды, ни избирательные комиссии отныне не вправе мешать избирателю в принятии решения о тех, кто идет во власть. Для Ростовской области, которая имеет богатые демократические традиции, — это нормально. Думаю, наши избиратели к этому созрели. Как это будет в других регионах, где умудряются приводить к власти уголовников, не знаю. У нас к этому относятся построже и приветствуют чистоту власти.
По процедуре самого голосования изменения небольшие, но существенные. Гораздо большие права приобретают наблюдатели и члены с совещательным голосом. Каждый член с совещательным голосом, которого назначают партии и кандидаты вправе пересчитывать бюллетени после проведения голосования. Существенным является и то, что теперь не будет досрочного голосования, в некоторых территориях оно вызывало неприятные ассоциации. Но будет открепительное удостоверение. В пределах своего округа можно проголосовать на любом участке.
Очень рассчитываю на помощь СМИ в разъяснении положений выборного законодательства. Важно, чтобы избиратели осмысленно подходили к данной выборной кампании, понимали, куда они избирают кандидатов, что такое Законодательное собрание, насколько важен этот орган для обычного человека, живущего на территории Ростовской области, чтобы представлял себе основные процедуры. Ставить птички в квадратиках наш избиратель уже давно научился. Число недействительных бюллетеней, которое при первых выборах достигало 5-7%, теперь съежилось до сотых долей процента. А вот место выборов в жизни государства, важность их для общества, важность избираемых органов для общества – в этом понимание есть еще не у всех, и тут роль СМИ и значение разъяснительной работы переоценить невозможно. Демократию надо защищать всемерно.