Сегодня: 19 апреля 9456, Суббота

Бизнес-клуб
000 Предприятие «Базальт», работая 12 лет в условиях рынка, пережило немало взлетов и падений. Неизменным является то, что хлебобулочные изделия «Базальта» с каждым годом пользуются все большей популярностью среди горожан.

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
У небольшого аккуратного павильона, приютившегося недалеко от главной проходной электровозостроительного завода стояла небольшая очередь покупателей. За годы экономической реформы мы отвыкли от самого понятия очередь. Прилавки магазинов города ломятся от изобилия самых разнообразных товаров. Были бы деньги, а купить сегодня, слава Богу, можно что угодно. И тем не менее люди стояли за хлебом как в добрые советские времена.
Откуда только в город не завозят хлебобулочные изделия: Ростова, Шахт, Аксая, Батайска, Красюковки, увозя обратно в кармане немалую выручку, которая вряд ли вообще облагается налогами, но в любом случае городской бюджет от такой выездной торговли мало что выигрывает. Неужели в очереди стоят патриоты, решившие рублем поддержать местного производителя. Нет, все гораздо проще.
У 000 Предприятия «Базальт» хлебобулочные изделия вкуснее, а отдельные, например, калач «Мраморный» (рецепт приготовления держится в строжайшем секрете) пользуются особенным спросом.

ПЕКАРНЯ
Игорь Григорьевич Гельман, как и многие в 1991 году, начал с торгово-закупочной деятельности. Взял в аренду помещение под магазин на окраине микрорайона Молодежный. Но место оказалось для торговли не очень оживленным. Как-то в командировке в Белокалитвинском районе он разговорился с председателем колхоза «Дружба» И.Н. Дорошенко, и он присоветовал ему заняться выпечкой хлеба.
Под пекарню приспособили помещение магазина в микрорайоне Молодежный, где когда-то начинали свой путь в малом бизнесе. Взяли кредит в банке под гарантии администрации города, закупили оборудование и начали выпускать турецкие батоны «Экмасан». Рынок сбыта хлебобулочных изделий в то время был перенасыщен (в городе в то время работало свыше десяти частных пекарен). Новоявленные товаропроизводители отчаянно пытались найти свою нишу.

МЕЛЬНИЦА
Пекари работали на совесть, но часто подводили поставщики муки. Гельманы решили: на чужой муке далеко не уедешь. Чтобы удержаться на плаву, нужна своя мельница. Они тщательно все просчитали, благо жена — Татьяна Яковлевна выпускница РГУ, кандидат технических наук, и решили влезть в новую петлю: взять в банке «Центр-Инвест» валютный кредит.
На НЭВЗе нашли пустующий захламленный бывший овощной склад, привели его в порядок и за две недели смонтировали все оборудование. Игорь Григорьевич-инженер — механик, в прошлом начальник инструментального цеха Станкозавода. Заключили договоры с фермерскими хозяйствами Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев на поставку зерна, не забыли и своих соседей из ближайшего Октябрьского района. Начали получать свою муку и довели ассортимент выпускаемых хлебобулочных изделий до 34 наименований.

К сожалению, своя мельница больше стоит. Начала работать городская мельница и малых мельниц стало в округе, как грибов после дождя.
В связи с отсутствием сбыта муки, решили увеличить ее расход на собственные нужды и освоить производство макаронных изделий. Заключили договор лизинга с банком на поставку итальянского оборудования. Приобрели заброшенное помещение, где успели все разворовать, теперь надо восстанавливать.

В ЗОНЕ РИСКА
Производство хлебобулочных изделий — зона рискованного предпринимательства, так как связана в первую очередь с урожайностью озимой пшеницы. А еще — инфляция, постоянный рост тарифов на воду, газ, свет. Цена на хлеб — последний бастион, если он падет, рухнет все остальное. Поэтому государство изо всех сил ее держит. И правильно делает.
Но у товаропроизводителя бизнес может сойти на нет, нулевые прибыли любому отобьют охоту им заниматься. А ведь нужно еще платить проценты по кредитам, закупать новое оборудование, давать вовремя заработную плату работникам. А на Предприятии «Базальте» также считают своим долгом оплачивать больничные листы, отпуска.
И тем обиднее было, когда в одной из городских газет промелькнуло несколько статей с целью дискредитации малых пекарен. Из них сделали «страшилку». Там без каких-либо доказательств говорилось, что частники думают только о собственном кармане. В погоне за прибылью они добавляют в свою продукцию всевозможные улучшители, а они вредны для здоровья. Ничего подобного. В «Базальте» для выработки определенного вида продукции подбирают муку нужного качества, тем самым отпадает необходимость в применении улучшителей. Качество продукции контролирует своя лаборатория и Центр санэпиднадзора города.
Не надо сталкивать лбами хлебозаводы и малые пекарни, сетовать на то, что упал покупательский спрос на хлеб. Да, предприниматели оттянули часть покупателей на себя. Ну, наверное, хорошо, что появилась возможность выбирать. И каждый производитель имеет свою нишу и своего покупателя.
В развитых странах крупные хлебозаводы — это автоматизированное производство типовых сортов хлеба. На малых пекарнях производят нестандартную продукцию. Малые пекарни более мобильны. Там много ручного труда, а значит, есть возможность подходить к выпечке хлеба творчески. Хотя все зависит от того, кто берется за столь капризное дело, от его профессиональных качеств.
Сегодня резерв на рынке хлеба — это тот объем, который ввозится в город иногородними производителями. Новочеркасским хлебопекам нужно доказать, что качество хлебобулочной продукции, производимой в городе лучше.
Предприятие «Базальт» может похвастаться своими хлебопеками. Двадцать пять лет занимается любимым делом Н.М. Бессонова. В том, что фирма получила на выставке в «Росвертол» диплом второй степени, ее немалая заслуга.

ЧИНОВНИКИ
Игорю Григорьевичу пришлось поработать в Германии три недели пекарем на частной пекарне в городе Изерлоне. Больше всего его поразила интенсивность труда хлебопеков и отсутствие всесильных бюрократов. Там тяжело получить патент на производство, зато потом можно спокойно работать и никто тебя не будет дергать по пустякам.
Частник на Западе очень дорожит своей маркой, он никогда не станет выпускать некачественную продукцию, слишком дорогое удовольствие. Поэтому там никто не боится покупать у него хлеб. Не случайно в Америке, во Франции, в Германии до 80 процентов хлеба производится в малых предприятиях.
У нас же надо пройти все круги ада, чтобы получить сертификат. Причем, он выдается малым предприятиям только на два года и по каждому виду продукции. И это для них очень накладно. Предприниматель в постоянном движении от инстанции к инстанции, для того чтобы пройти многоэтапную процедуру согласования и получения или продления договоров или разрешений. А ведь надо еще успевать и работать. И не у всех выдерживают нервы.
Видимо, в этом одна из причин наметившейся тревожной тенденции к уменьшению количества малых предприятий — товаропроизводителей.
Очень мудро поступил мэр Москвы Ю. Лужков. Он начал создавать Техцентры для малых производственных предприятий. Собрал их под одной муниципальной крышей, предоставил им по льготной цене помещения в аренду, юридическое и информационное обслуживание. Администрация Центра сама контактирует с многочисленными проверяющими организациями.
И еще. У малых предприятий — товаропроизводителей должны быть свои маленькие фирменные магазины. В свое время Комбинат хлебопродуктов получил в свою собственность сеть магазинов. Для него торговая надбавка — это большое подспорье. У Предприятия «Базальт» такого преимущества нет. Он сдает свою продукцию в торговую сеть города по оптовым ценам. Два маленьких павильона проблемы не решают. А ведь нужно платить налоги, обновлять оборудование, ремонтировать транспортные средства.
Если мы хотим, чтобы малый бизнес в городе и дальше развивался, нужно его больше поддерживать, упростить процедуру получения всевозможных разрешительных документов, выдавать разрешения на более длительный срок. Тогда, глядишь, и налогов больше будет поступать в городской бюджет, и все остальные люди, не занятые в малом бизнесе, станут жить лучше.