Сегодня:

Говорят, Бог, создав Человека, спросил, хорошо ли живется ему. «Да, Создатель, хорошо. Только одиноко, да и страх иной раз одолевает», — ответил Человек.
Бог, подумав, сказал: «Я дам тебе Друга. Он будет верно служить тебе, защищать тебя, делить с тобой все невзгоды», И Бог создал Собаку.
На протяжении многих тысячелетий собака служила и служит человеку. Когда-то она охраняла его первобытные становища, сейчас все так же стережет современные квартиры и другие объекты. Никакая электроника не сравнится по чуткости и безотказности с четвероногим сторожем. Никакой телохранитель не превзойдет по быстроте реакции, смелости и отваге хорошо отдрессированного пса. В наше неспокойное время многие доверяют обеспечение личной безопасности именно собаке. Правда, даже самая высокопородная собака сторожем и телохранителем не рождается, всему ее необходимо обучить. Здесь есть два пути — отдать ее опытному дрессировщику (что бывает не всегда оправданно — дорого да и хороших дрессировщиков не так много) или воспитывать и дрессировать самостоятельно. Это, конечно, дешевле, но вряд ли такая задача по плечу обычному владельцу собаки. Здесь нет иной альтернативы, кроме как отправляться в клуб служебного собаководства и записываться в группу по дрессировке. Под руководством опытного инструктора, в компании таких же собаковладельцев обучение собаки идет более продуктивно. Через несколько месяцев пес будет понимать команды и правильно на них реагировать (невоспитанная собака, неотдрессированная — источник постоянных проблем и для ее хозяина, и для окружающих).
Все вышесказанное — теория. Практика такова. В Новочеркасске Клуб служебного собаководства существует уже четвертый десяток лет. Когда-то он был организован группой энтузистов-любителей, потом, приобретя официальный статус, вошел в городскую структуру ДОСААФ. Сейчас — РОСТО. Офис (если его так можно назвать) клуба базировался сначала в части дома частного сектора на улице Фрунзе. Последние несколько лет он находится по адресу Дворцовая, 7, в ветхой постройке во дворе. Из удобств там только электроэнергия, которой отапливается помещение, и телефон.
Автор этих строк в свое время достаточно активно участвовал в работе клуба собаководства, знаком со многими его бывшими и сегодняшними членами, начальником и инструктором клуба Владимиром и Верой Геворкян.
— Видел, где мы сейчас занимаемся? — спрашивает меня Владимир.
— Нет. А где?
— Да вот прямо здесь, на проезжей части улицы Дворцовой — между парком, детским домом и Дворцом культуры НЭЗа. Режим — самый экстремальный. Машины постоянно ходят, того и гляди что случится.
— А почему здесь?
— Больше негде. А в Промышленном районе занимаемся между железной дорогой и автотрассой, напротив ВЭлНИИ. Тоже место неспокойное.
Действительно, на протяжении всего существования Клуба служебного собаководства самым острым вопросом для него была проблема дрессировочной площадки.
Для полноценного обучения собаки ей необходимо освоить преодоление нескольких препятствий, таких, как бум, лестница, глухой забор, штакетник и прочее. Эти спортивные снаряды должны быть где-то установлены. Необходимо место, где можно было бы отрабатывать у собаки навыки агрессивного поведения (иные экземпляры бывают чрезмерно миролюбивы от природы). Короче говоря, место для занятий просто необходимо. Оно должно быть огорожено, чтобы «ученики» не разбежались и не был покусан случайный прохожий, который может оказаться вблизи от места проведения занятий. Пройти курс дрессировки собаке необходимо по двум причинам. Во-первых, без этого, как здесь уже было сказано, ее невозможно содержать, а во-вторых, в племенное разведение допускаются лишь те из животных, которые имеют не только чистопородное происхождение, подтвержденное соответствующими документами, оценки на выставке, но и два диплома, свидетельствующие об успешной сдаче экзаменов по дрессировке.
— Наш клуб, — говорит Владимир Геворкян, — состоит в Российской кинологической федерации и Союзе кинологических организаций России. Это серьезные организации и правила там строгие. Сами члены нашего клуба заинтересованы в том, чтобы их собаки были хорошо отдрессированы, но без места для занятий это сделать очень трудно.
Несколько раз клубу выделялись места для оборудования площадки.
— Последний раз это было в 2000-м году, еще при прежней администрации, — вспоминает В.Геворкян. — Тогда после оформления всей документации (о том, каких усилий и времени все это потребовало, надо рассказывать отдельно) на предназначенном для площадки месте даже начали устанавливать ограждение, но произошла смена администрации и все застопорилось. Попытки обнаружить пакет документов оказались безуспешными. Средства, которые в 2000-м году выделялись на обустройство дрессировочной площадки, сейчас, конечно, найти тоже вряд ли возможно, да дело, может быть, и не в них (хотя это 40 тысяч), сейчас мы очень заинтересованы в том, чтобы обрести какой-то участок земли (я думаю, в промышленном районе с этим легче), чтобы мы могли там спокойно заниматься.
Несмотря на то, что приобретение и содержание собаки сейчас удовольствие не из дешевых — средняя стоимость щенка с документами в Новочеркасске от 3000 рублей, в Ростове и Москве это в 3-5 раз дороже, в клуб приходит стабильно большое число желающих обрести друга, защитника, телохранителя и сторожа. Большая часть из желающих завести собаку и заниматься с ней — дети и подростки. Давно доказано благотворное влияние на человека, особенно ребенка, общение с животными. Здесь и воспитание ответственности, и доброты, и обретение многих практических навыков, которые оказываются очень нужными в жизни. Уход за щенками, например, очень схож с уходом за ребенком — те же соски, бутылочки, смеси. Потом — неизбежные прививки, болезни, лечение, воспитание и прочее. В награду через год — два владелец получает сильного, красивого, умного друга и защитника. С ним одно удовольствие участвовать в выставках или соревнованиях.
В свое время команда новочеркасского Клуба служебного собаководства очень успешно выступала в соревнованиях по военизированному многоборью со служебными собаками.
— Если бы у нас была дрессировочная площадка, — говорит начальник клуба, — мы могли бы не только помогать владельцам в обучении и дрессировке личных собак, в этом случае можно было бы готовить собак для охраны стратегически важных объектов города, тренировать собак, принадлежащих разным силовым структурам, готовить спортсменов из числа членов нашего клуба для участия в соревнованиях по военно-кинологическим видам спорта.
В свое время немало членов клуба проходили срочную службу в Вооруженных Силах со своими собаками. Сегодня, например, один из них — Александр Тимофеев — служит в пограничных войсках в звании сержанта, в должности инструктора-кинолога. В клуб регулярно приезжают представители воинских частей за собаками. Четвероногие саперы, спасатели, караульные, а также обнаруживающие наркотики, сейчас в большой цене. Клубы служебного собаководства были и остаются одним из источников пополнения их поголовья.
Совет клуба служебного собаководства мечтает создать на его базе Донской кинологический центр и назвать его именем пограничника, Героя Советского Союза Н.Ф.Карацупы.
— Наши дрессировщики с удовольствием бывают с показательными выступлениями в детских учреждениях. Их встречают с неизменным интересом. Несмотря на то, что у нас нет дрессировочной площадки, желающих заниматься в группе по дрессировке всегда много, — говорит Владимир Геворкян, и, помолчав, добавляет: — Знаешь, я почему-то думаю, что нам помогут, ведь в городе к собаководству относятся с интересом и одобрением. Видел, сколько людей бывает на наших выставках? Хорошо, чтобы мы к весне уже смогли решить вопрос с площадкой. Народ за зиму насидится дома, собачки подрастут, и от желающих заниматься отбоя не будет. Нам ведь много не надо — клочок земли в пределах города, чтобы люди могли нормально до площадки добраться, да вагончик для инвентаря. А там мы с дорогой душой проводили бы дог-шоу, выставки, соревнования. И качество дрессировки было бы выше, и собак для армии больше можно было бы готовить.
Тема «человек и собака» очень обширна и многогранна, но в этом материале автору хотелось привлечь внимание только к одной ее стороне — члены клуба служебного собаководства имеют право на место для занятий. И, несмотря на то, что символом наступившего 2003 года является коза, он может и должен стать годом исполнения давней мечты новочеркасских собаководов — иметь свою дрессировочную площадку.