Сегодня: 19 апреля 4781, Воскресенье

У нашей известной землячки, поэтессы и прозаика Флоры Владимировны Лукичевой недавно вышла новая книга. Получив ее от автора в подарок, я в тот же день прочитала ее на одном дыхании, настолько бесхитростны, лаконичны и чрезвычайно интересны невыдуманные автором сюжеты. Большинство рассказов трагичны, однако, перевернув последнюю страницу, я невольно произнесла: «Какая прелесть!», испытывая чувства удивления и удовольствия от прочитанного.
Так в одночасье у меня возникло желание побеседовать с писательницей, познакомиться с ней поближе.

— Флора Владимировна, поздравляю вас с «новорожденной». У нее красивое имя — «Обрести счастье свое», общаться с ней легко и приятно — совсем не замечаешь времени. Создается впечатление, что и ее рождение было таким же легким. Это так?
— Работалось легко. Сборник рассказов «Обрести счастье свое» написала за два месяца. Однажды в кругу семьи я рассказала историю о судьбе девушки-геолога. Мой сын Павел Николаевич, доцент ЮРГТУ, сказал: «Мама! Да это же готовыфй рассказ. Я вижу события, как на экране. Напиши». Так рассказ «Судьба» стал основой сборника.
Создавать книгу в целом помогали друзья, родные. Журналистка Ариадна Юркова взяла на себя обязанности ответственного редактора, она же написала вводное эссе «Мечтала стать писательницей». Сын Павел взял на себя хлопоты художественного редактора и набрал на компьютере весь текст. Его жена Елена стала техническим редактором. Оформила сборник, т.е. его обложку, журналистка и художница Наталья Маликова.
— Но ведь существует еще и материальная сторона дела. Вам не пришлось «протягивать руку», чтобы наскрести на «пеленки-распашонки» для издания книги? Теперь это дорого стоит.
— Нет, не пришлось. Не в моем характере ходить «с протянутой рукой» в поисках спонсоров. Супруги Шкетины — Наталья Владимировна и Валерий Владимирович — стали добровольными спонсорами. Без их финансовой поддержки книга не смогла бы выйти к читателям. К сожалению, Наталья Владимировна не успела взять в руки эту книгу… Светлая ей благодарная память!
— Большинству читателей вы известны как поэтесса, автор песенных текстов, детских стихотворных сборников. Как давно вы стали еще и прозаиком? Ведь новая книга, насколько мне известно, не первая ваша проза?
— Моим первенцем в прозе был «Мишкин электровоз». Эту книгу в 1975 году трехсоттысячным тиражом издал Ростиздат. Юные читатели тепло приняли ее. А Ростовское-на-Дону книжное издательство за удачное раскрытие производственной темы для детей удостоилось благодарности из Москвы.
Сборник «Обрести счастье свое» издан вроде бы для широкого круга читателей, думаю, от 30 лет и старше, но и юному читателю будет интересен — среди героев рассказов есть дети с очень непростой судьбой.
— Поскольку речь зашла о детях, хочется спросить вас о том, когда к вам впервые пришло творческое вдохновение, появилась решительность стать писательницей?
— Мои родители были учителями. Отец — организатором и директором педагогического института в городе Благовещенске-на-Амуре. Отец и мать с детства прививали нам с сестрой любовь к книге, музыке, природе. Вспоминаются наши домашние спектакли. Я сочиняла пьески в стихах и, конечно, играла в них роли. С этого и началось мое творчество.
В сорок втором году, после окончания средней школы, поехала поступать в институт кинематографии, который в то время был эвакуирован в Алма-Ату. Поступила на сценарный факультет. Но учебу прервала тяжелая болезнь…
Позже стала студенткой Ростовского финансово-экономического института. Училась успешно, но с мечтой стать писательницей не рассталась. Сценарное видение событий сопровождает меня всю жизнь и в поэзии, и в прозе. Те, кто уже знаком со сборником «Обрести счастье свое», признаются: «Читаешь и видишь все, как на экране». Этот сборник — моя четвертая книга.
— Я уверена, что не последняя. Наверное, уже появилось что-то новенькое?
— Пишу рассказы. Ведь жизнь преподносит столько сюжетов, знакомит с такими людьми, судьбами, что не писать просто невозможно. Уже готова небольшая повесть о детстве «Про Леньку». Работаю над документальной повестью о герое гражданской войны — главкоме 11-й армии Александре Автономове. Его имя внесено в «Большую Советскую Энциклопедию». И, конечно, продолжаю писать стихи. Ряд моих стихотворений положил на музыку известный донской композитор Сергей Халаимов.
— Стефан Цвейг как-то написал: «…вместо того, чтобы придумывать образы и события…достаточно лишь выйти им навстречу, и они, неустанно разыскивающие своего рассказчика, сами найдут его, если только он не утратил дара наблюдать и прислушиваться». С вами происходит то же самое, ведь вы, судя по рассказам, очень наблюдательный человек?
— У каждого свой стиль. Не сажусь за стол, пока сюжет не «созреет». До времени он таится у меня в голове и в душе, как в компьютере. Когда же «созреет», выношу на бумагу. Что касается моей наблюдательности, то сюжеты рождаются и за домашней работой, и в пути. Вот вчера шла в студию городского радио и по дороге «написала» рассказ «Спичечный коробок».
— Кто-то книгу купил, кому-то вы ее подарили. Радиослушатели — это тоже огромная аудитория. Какие-либо мнения, отзывы о сборнике рассказов вам уже известны?
— Тираж почти разошелся. Услышала много положительных отзывов. Писатель Анатолий Вениаминович Калинин сказал только одно слово по телефону: «Молодец!». Очень тепло отозвались доктора философских наук Андрей Андреевич Данцев и Александр Скорик: «Читается с интересом, написано простым и легким языком, сюжеты новы». Библиограф-краевед Нелли Ивановна Бунина отметила: «Ценность книги — в краткости рассказов». Свои поздравления и пожелания прислали читатели П. И. Коровина, З.М.Юдина, В.В.Чепусова, М.П.Олешко, М.И.Исаева, поэтесса Т.Чуперева, семья Лавриненко. Признаюсь, отрицательных отзывов не услышала.
— Судя по тому, как вы просто и тепло говорите об этом, «звездная болезнь» не про вас, несмотря на огромный, многолетний литературный опыт, печатные труды и уважение читателей. И все-таки: вы удовлетворены тем, что вами уже достигнуто?
— На этот вопрос трудно ответить. Я всегда следую принципу: не говори о себе сам, пусть о тебе люди скажут. Слово за читателями.