Сегодня: 20 апреля 5919, Воскресенье

— Валентина Ивановна, вы коренной житель Новочеркасска?
— Да. Окончила одиннадцатую среднюю школу здесь, на октябрьском, в 17 лет пошла работать. Училась на вечернем факультете НПИ, работала в энергоцехе НЗСП (и не только там). В начале 90-х была избрана в городской совет народных депутатов. В 1993 году организовала Союз «Женщины Дона». В марте 2001 одержала победу на выборах в городскую Думу третьего созыва и стала депутатом по округу № 19.
Что еще? Закончила Академию государственной службы при правительстве России. У меня замечательная семья — муж, два взрослых сына. Старший — военный журналист. Младший получает профессию военного юриста. В личном плане я вполне счастлива и, может быть, поэтому с удовольствием занимаюсь общественной работой и депутатской деятельностью.
— Валентина Ивановна, пройдя выборы и став депутатом, какое чувство вы испытали, окунувшись в работу Думы? Вы все так себе и представляли?
— В Думе ничего неожиданного для меня не было. Все трудности я предвидела, работая в общественной организации. Это нормальная рабочая атмосфера — попытка почти трех десятков очень разных людей найти точки соприкосновения и что-то сделать для горожан, чем-то улучшить жизнь города. Ведь этого хочет, я полагаю, каждый из моих коллег.
К сожалению, бытует стереотип (и от своих избирателей я иной раз это слышу), что в депутаты идут за какой-то выгодой, за тем, чтобы что-то получить в смысле материальном. Лично я получаю там лишь большое удовлетворение. В том случае, когда успешно решаю какой-то вопрос моих избирателей (и не только моих). Для меня это — главный стимул. Я по жизни человек активный. Мне интересно участвовать во всем, что меня окружает. А работа в Думе — это как раз тот вид деятельности, который влияет на жизнь каждого горожанина. Мне нравится в работе Думы то, что мои коллеги иногда очень горячо спорят. Это значит, что они не просто автоматически принимают или отвергают какой-то проект решения или документ, — они имеют четкую позицию по каждому вопросу. Ведь в конечном итоге каждое программа или положение регламентируют жизнь каких-то людей.
До недавнего времени у нас в городе не было многих необходимых положений, и сейчас нарабатывается весомый пакет местных законов.
Если я голосую за документ, это значит, что я согласна с каждым его словом. При этом я должна учитывать и интересы города в целом, и проблемы каждого отдельного горожанина.
Жаль, что наши избиратели иногда имеют очень слабое, поверхностное представление о работе Думы и депутатов.
Дума — это коллективный разум, и я считаю, что решение, выработанное коллективно, имеет больше шансов быть единственно верным.
— С чем, с какими вопросами обращаются к вам избиратели?
— Спектр этих вопросов очень широк. Ко мне на прием (а я веду его по субботам, и не одна, а с помощниками-юристами) идут почему-то со всего города, с округов моих коллег.
Тут и крыши текущие, и ветхое жилье, и проблемы в семьях (например, дети обижают мать). Мы и зубы вставляли, и материальную помощь помогали получить. А недавно одна избирательница предложила брать с жильцов плату не только с площади жилья, но и его объема, с кубометров. Представляете? Людей все волнует. От общегородских до очень личных проблем.
Я не принадлежу к числу тех депутатов, которые говорят: это мое, а это — дело исполнительной власти, администрации. Я так не считаю. Я — посредник между избирателями и властью.
Вот обратилась ко мне учительница. Живет с двумя детьми на квартире. В общежитие никак поселиться не может. Начинаем с Беликовой проверять (Наталья Константиновна — депутат по округу № 21). Выясняется, что некоторые комнаты оплачиваются, но не используются, стоят закрытыми. А у нас некуда молодых специалистов устроить! Будем разбираться. Или вот — «знаменитый» дом на улице Спортивной, 112-а.
— Это тот, что без фундамента?
— Да, он. Дом стал давать осадку. Пошли трещины. Необходимо было принимать экстренные меры. Деньги на ремонт нашли. Правда, жильцы стали просить сделать им ремонт в полном объеме с заменой сантехники. Я им сказала: извините, рядом надо ремонтировать такому же дому, как ваш, кровлю. На ванны пока денег нет. А вообще, таких домов, как этот, аварийный, в поселке немало. Строили эти двухэтажные дома наспех, в свое время, а теперь мы пожинаем плоды…
— Состояние жилья можно считать главной проблемой вашего округа?
— Нет. Это проблема, наверное, всего города. У меня на округе есть и частный сектор, и пятиэтажки, и старые двухэтажные дома. И, честно говоря, я считаю, что частному сектору уделяется недостаточно внимания. Там, конечно, плотность населения ниже, но ведь тоже люди живут! С трудом поставили там контейнеры для мусора. Очень плохо там обстоит дело с покрытием проезжей части улиц и тротуаров. Этим надо заниматься. Дороги у нас асфальтируют, а тротуары — забывают. Я считаю, пешеходные дорожки к школам, больницам, другим общественным учреждениям должны быть в надлежащем состоянии. Постоянно работаю с ЖКО «Октябрьский». Есть контакт, есть понимание. Вот только были бы на все проблемы средства!..
Мои коллеги иногда говорят, что основная миссия депутата — законотворчество, но если человек ко мне обращается, значит, ему некуда больше пойти. Я его представитель во власти, я обязана защищать его интересы, поэтому он и надеется на мою помощь.
Сейчас меня, например, волнует вопрос выплаты задолженности по детским пособиям. Ожидала я большую активность людей и теперь вижу, что надо повесить объявление на каждый дом. Может быть, не все люди об этом знают?
— Есть такие проблемы, которые для себя вы определили как безнадежные, непробиваемые?
— Я считаю, что решить можно любой вопрос. Не хватает денег. Я уже об этом говорила. Но всегда можно и тем объемом, что располагаешь, распорядиться согласно сложившимся обстоятельствам.
Вот, например, детские площадки. Непросто было мне убедить всех и доказать всем, что они городу нужны. Именно такие — современные и нарядные. Теперь площадки у нас есть. И это, я считаю, хорошо.
Я твердо убеждена, что депутат должен не стесняться пользоваться своим законным правом контроля за расходованием наших общих средств. Исполнительная власть — это четкая структура с утвержденными и закрепленными за каждым ее звеном функциями. Там иначе и быть не может. А депутаты в эту структуру не входят и могут служить определенным балансом при принятии тех или иных решений, имеющих важное значение для города.
— Всегда ли успешно складывается взаимодействие двух ветвей власти — исполнительной и законодательной?
— В Думе работают те депутаты, которых люди избрали. Люди очень разные. У меня есть твердое убеждение, что избиратели иногда голосуют не за личность, которая будет представлять и защищать их интересы, а за профессию или должность, которую кандидат занимает. Это проблема не городского масштаба, а всероссийского. Вот, говорят, хороший предприниматель, хозяйственник и свой электорат сделает сплошь состоятельными людьми. И люди верят…
Например, когда я баллотировалась в Думу, на мой избирательный счет мои избиратели перечислили около 70 тысяч рублей. Я сказала им, что если я нужна им как депутат, пусть они мне помогут — у меня денег нет. Перечисляли мне по 10-20 рублей. Что это значит? Люди меня понимали, получается, они хотели, чтобы их депутатом стала именно Череватенко. А мы иной раз слышим, что где-то «покупаются» голоса избирателей то за бутылку водки, то за крупу, то за сахар. В этом, я считаю, главное. Люди должны быть заинтересованы в выдвижении и избрании человека, который может реально защитить их интересы, которого они знают с деловой стороны.
— Как лично у вас складываются отношения с властью?
— Нормально. У меня есть вполне определенная позиция по каждому вопросу. Когда надо — спорю, отстаиваю свою точку зрения. И при этом я не могут сказать, что на моем округе делается меньше, чем на округах тех моих коллег, которые редко вступают в дискуссию.
Я стала инициатором двух новых документов — «Положения о бюджетом процессе», где регламентируется участие общественности в распределении средств, и «Положения о порядке формирования, размещения и финансирования муниципального социального заказа некоммерческими общественными организациями».
Я глубоко убеждена в том, что общественность обладает большим потенциалом, чем структуры исполнительной власти, работающие по реализации той или иной программы, например, «Одаренные дети» или «Борьба с наркотиками».
— Валентина Ивановна, поделитесь планами или, может быть, даже мечтой. Чего бы вам хотелось?
— Очень хотелось бы, чтобы в городе между двумя ветвями власти конструктивный диалог шел быстрее. Надеюсь, что однажды все вывески на здании городской администрации («Дума» и «Администрация») будут висеть радом, то есть будет равновесие между исполнительной и законодательной властями.
Очень хотелось бы иметь твердую вертикаль город-область-центр в плане взаимодействия законодателей трех этих уровней в интересах горожан. Нам на месте иной раз очень нужна поддержка в принятии решений на уровне правительства и Госдумы.
Думаю, что рано или поздно все это осуществится. А пока буду работать. Мне интересно жить, и вообще я — оптимист по жизни.