Сегодня: 18 апреля 9822, Четверг

Старейший в недавнем прошлом факультет академии, а ныне институт — инженерно-мелиоративный, давший 95 лет назад начало мелиоративному образованию на Юге России и послуживший истоком образования уникального вуза, сегодня является самым крупным подразделением Новочеркасской государственной мелиоративной академии. Его возглавляет (вчера — декан, а сегодня — директор) профессор, кандидат технических наук Владимир Николаевич Шкура. В прошлом он, как и большинство его коллег, сам закончил этот вуз. «Сегодня, — говорит В. Шкура, — у нас в институте обучается 1445 студентов. В этом году при плане 275 мы приняли 387 первокурсника. Студенты обучаются по таким специальностям, как «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов», «Инженерные системы водоснабжения, обводнения и водоотведения», «Природоохранное обустройство территорий».
В будущем учебном году у нас должна быть введена новая специальность «Гидротехническое строительство». В 2004 году планируем начать обучение еще по одной: «Информационные технологии в водном хозяйстве». Все это требования времени и в соответствии с заказами на подготовку специалистов.
Дело в том, что 60 процентов студентов нашего института составляют ребята из сельских районов. Подавляющее большинство будущих мелиораторов приехало к нам из краев и областей Юга России. Есть учащиеся из Украины, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и даже москвичи.
В последние годы мы получаем все больше заявок на подготовку определенных специалистов. В этом году, например, из 210 наших выпускников более 60 процентов трудоустроились по специальности. Основная проблема здесь не с местами работы для молодых специалистов, а с условиями, которые им предлагают. Пока, к сожалению, это низкий уровень оплаты и отсутствие, как правило, жилья. Сможет ли инженер-гидротехник при заработной плате в 2 тысячи еще и снимать квартиру? Хотя бывает, что ребят приглашают и на более выгодных условиях.
Мы заинтересованы в том, чтобы из одаренных выпускников готовить резерв кадров профессорско-преподавательского состава. У нас в институте 9 кафедр, все они выпускающие, то есть на них ведется дипломное проектирование. На кафедрах работает 101 преподаватель. 63 из них имеют ученые степени. Этот показатель выше, чем требования для академии. В 2004 году институт ждет плановая переаттестация. Нас аттестуют по показателям Тимирязевской академии. Вуз пройдет аттестацию в том случае, если его показатели будут не ниже 75 процентов тимирязевских. Уверены, что пройдем это испытание успешно.
Обладая большим потенциалом в плане профессорско-преподавательского состава, мы идем по пути создания собственных методических пособий, как в традиционном виде, так и в качестве электронных версий. На каждой кафедре института имеется по 12-15 компьютеров. Понимаем, что без компьютеризации сейчас невозможно, хотя для преподавателей старшего поколения бывает не просто наладить общение с этой техникой. Сейчас заметно улучшилось финансирование по всем статьям и это дает возможность нам успешно развиваться.
Помимо учебной деятельности, перед нашим коллективом стоят серьезные задачи по научным разработкам. В соответствии с новыми требованиями к аттестации, каждый преподаватель должен выполнять объем научно-исследовательской работы на сумму около 50 тысяч рублей, а институт в целом — на 6 миллионов. Сегодня мы получаем немало заказов на научные изыскания. Другое дело, что большая загруженность учебными часами преподавателей мешает им, например, выехать в командировку на какой-то объект.
В нашем институте есть два структурных подразделения, которые специально ориентированы на научные исследования. Это фирма «Экрос» и Северо-Кавказский филиал Научно-исследовательского института водного хозяйства. Они и выполняют основной объем научных изысканий. Идет у нас и студенческая научная деятельность. Здесь наши старшекурсники имеют возможность совместить и прохождение практики, и научные разработки.
А вообще, у нас ежегодно защищаются три-четыре доктора.
Природные катастрофы, которыми был отмечен текущий год, сыграли, в определенном смысле, положительную роль для нашего направления — инженерной мелиорации. Они наглядно показали, к чему привели пренебрежительное отношение к этой науке и экономия средств, в результате которой были ликвидированы наблюдательные посты и прочие структуры, которые следили за состоянием естественных и искусственных гидротехнических объектов.
Судя по всему, урок не прошел даром, и структура эта будет восстанавливаться. Во всяком случае, Президент В. Путин уже дал указания о создании в 2003 году трех научно-исследовательских институтов по проблемам водного хозяйства — на Дальнем Востоке, в Центре и на Юге России. Возможно, последний будет создан на нашей базе.
Это более чем своевременно. Ведь многим гидротехническим сооружениям по 30-40 лет, а то и больше. В каком состоянии их конструкции, часто неизвестно.
Наш научный потенциал достаточно высок для того, чтобы решать любые задачи: Алексей Евгеньевич Косолапов, заведующий кафедрой мелиорации и охраны водных ресурсов, руководитель СевКавНИИВХ (эта структура недавно выиграла грант фонда Сороса по Северскому Донцу); Виктор Алексеевич Волосухин, проректор по НИР, работает в направлении как раз оценки надежности гидротехнических сооружений; Владимир Иванович Ольгаренко выполняет большой объем работ по оптимизации водопользования; Павел Александрович Михеев специализируется по рыбохозяйственной деятельности. Перечислять можно долго.
Уже два года мы работаем с Новочеркасской ГРЭС в направлении утилизации золоотвалов. Сейчас уже исчерпаны площади под них, и необходимо находить варианты утилизации золы с наименьшим ущербом для экологии.
При всем перечисленном выше, мы не забываем и о воспитательной работе среди наших студентов. Ведь чем больше студент будет занят в стенах вуза, тем меньше будет с ним проблем за пределами учебного заведения. Ребята у нас активные.
В институте введена сегодня должность заместителя директора по воспитательной работе и движение здесь есть. Привлекаем ребят к занятию спортом, художественной самодеятельностью. В прошлом году студенты нашего — тогда еще факультета — были признаны победителями в смотре самодеятельного творчества молодежи на уровне академии. Я считаю, что преподавателям необходимо увлечь ребят и личным примером.
Помогает нам и новый проректор академии по учебно-воспитательной работе Павел Александрович Михеев. Недавно мы оборудовали для девочек зал, где они могут заниматься фитнесс-аэробикой. Для парней новый зав. кафедрой физвоспитания Владимир Семенович Федоров создает новые спортивные кружки и секции.
Недавно сотня наших студентов отдохнула на Черноморском побережье за счет средств федеральной программы. Понятно, что путевки мы предоставили в качестве поощрения самым общественно-активным и успевающим в учебе ребятам.
Инженерно-мелиоративный институт — самый старший по сроку образования в Новочеркасской государственной мелиоративной академии, но солидный возраст — 95 лет — никак не сказывается на темпах его развития, скорее, наоборот — мы как старшие стараемся задавать тон нашим коллегам из других институтов».