Сегодня: 20 апреля 7241, Суббота

Восемь рублей двадцать копеек. Можно ли на эту сумму приготовить комплексный обед из трех блюд? Оказывается — можно. Эту задачу ежедневно и вполне успешно решает предприятие общественного питания № 9 (больше известное как столовая НЭВЗа), на которое возложены функции комбината школьного питания.
Руководит этим объединением Раиса Михайловна Макарова — человек, всю жизнь проработавший в общепите. В свое время была директором кафе «Огонек», заместителем директора городского треста столовых, потом — директором. В период перестройки, когда трест прекратил свое существование, ее пригласили возглавить «цех питания» НЭВЗа. Было это в 1985 году. В марте двухтысячного года, накануне выборов главы администрации Новочеркасска, Раису Михайловну упросили принять на себя, под свою ответственность, организацию питания в школах. На тот момент столовая № 7, отвечавшая за школьное питание, погрязла в долгах, задержка заработной платы ее сотрудникам достигала чуть ли не двух лет, оборот был мизерный, а само питание не выдерживало никакой критики.
Сегодня штат комбината школьного питания составляет 120 человек. Заработная плата — день в день. К окладам обязательные премиальные.
«Как сработаем, так и получим, — говорит директор комбината общественного питания № 9 Раиса Макарова, — тут у нас, на НЭВЗе, — центр. Филиалы работают в двадцати школах города. В пятнадцати из них есть пищеблоки, где непосредственно готовятся школьные обеды. В пяти школах — только раздаточные. Туда мы привозим пищу в термосах. В каждой школе, помимо столовой, есть буфет.
Наша основная задача — накормить максимальное числе школьников полноценной горячей пищей.
Комплексный обед у нас идет на сумму 8 рублей 20 копеек. Почему именно столько? По данным Управления образования у нас в школах обучается 4 тысячи детей из малообеспеченных семей. Их мы кормим бесплатно. Средства на это заложены в бюджет и на каждого ребенка в день приходится именно такая сумма — 8 рублей 20 копеек. Соответственно и других детей мы кормим по этой же цене. Как это удается?
Трудно. В основном, за счет работы с поставщиками более выгодной по цене исходной продукции — мяса, молока, масла и так далее.
В эти самые 8.20 входит ведь не только стоимость продуктов, но и накладные расходы — посуда, заработная плата, инвентарь и прочее. Помните, дети в школьных столовых пили чай и компот из майонезных баночек и ели из пластиковых тарелок? Сейчас у нас во всех школьных столовых нормальная посуда — и тарелки, и стаканы. Ну, посуда — ладно. Главное, не какая тарелка, а что на ней. Верно? Каждую неделю у нас чередуются блюда: день — молочные, день — рыбные, день — мясные. Обязательно — птица, колбасные изделия, очень много производим выпечки — до 20 наименований.
Я очень строго слежу за тем, чтобы качество продукции было на нужном уровне. И сотрудникам говорю: мы же для детей готовим! И готовить мы должны так, чтобы ребенок питался в школьной столовой с удовольствием. Мой заместитель по производству ежедневно проверяет школьные столовые. Я сама иногда контролирую их. И не дай Бог увижу, что нарушается технология или нормы закладки и отпуска!
На нас огромная ответственность: питание — это ведь здоровье ребенка. У меня у самой выросли четверо детей. Я знаю, что это такое.
И очень много здесь, я считаю, зависит от родителей. Если ребенок ориентирован на то, чтобы он на те деньги, что ему дают в школу, не жвачки, не леденцы покупал (я уж не говорю о сигаретах), а нормально пообедал в школьной столовой, где у нас для него есть и первое, и второе, и салаты, и соки, и выпечка, то все будет нормально. Если родители не контролируют питание своего чада, то что же делать?
Вот еще один момент. Нас часто упрекают в том, что в школьных буфетах продаются сладости, леденцы, чипсы и прочее. Эта продукция (которую мы, кстати, получаем с базы), ее оборот, помогают нам просто существовать. А с другой стороны, почему ребенок в школьном буфете не может купить леденец или шоколадку? Не купит в буфете, купит в ларьке или в ближайшем магазине. Видели, как дети иной раз раздетыми в мороз бегут из школы в магазин? Это нормально? Я считаю, что чипсы в школьном буфете — это не беда. Плохо, если родитель не воспитывает своего ребенка в правильном направлении в смысле питания. Мы очень надеемся на помощь директоров школ, классных руководителей. Они ведь ближе к детям. Малышей можно всем классом, например, вести на обед в столовую.
Тут, правда, есть другая проблема — ограниченное время перемены и недостаток посадочных мест в столовых некоторых школ. Здесь есть над чем подумать.
Скажу прямо — наш комбинат школьного питания способен обеспечить всех школьников города горячим питанием. У нас есть для этого все — технологические цеха, свои базы, свой транспорт, налажены связи с поставщиками, очень хороший штат поваров. Дело только за желанием посетителей наших столовых. И здесь я, может быть, повторюсь, немалую роль играет позиция взрослых — родителей и учителей. Проявят они должное внимание к своим детям — они будут сыты и здоровы. Со своей стороны, мы полностью гарантируем это.
Должна заметить, что деньги из бюджета за питание малоообеспеченных детей получаем регулярно, и это очень помогает нам работать. Да и вы не забывайте, что мы продолжаем кормить НЭВЗ. Работы много, но ничего, справляемся».