Сегодня: 19 апреля 2791, Пятница

(Продолжение. Начало в N 36.)

20 сентября — открытие 178-го театрального сезона Новочеркасского казачьего театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Пока театр переживал ремонт и реконструкцию, его труппа активно готовилась ко встрече со зрителем. Результат этого — пять новых работ.
Комедия итальянского драматурга Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки» — спектакль полный музыки, танцев, веселья и неожиданных поворотов сюжета. Постановщик спектакля сам Л. Шатохин. В его же режиссерской интерпретации подготовлена классика русской драматургии — «Волки и овцы» Александра Островского. Комедию французского драматурга Робера Ламуре «Супница», наполненную юмором в сочетании с детективными поворотами, поставил московский режиссер Валерий Ивлев. Пьеса еще одного французского автора Робера Тома «Снег над нашей любовью» поставлена новочеркасским режиссером Юрием Грузиным. Спектакль полон интриг, любви, семейных тайн и неожиданностей — всего, что держит зрителя в постоянном напряжении. Молодой актер театра Игорь Лебедев поставил еще одну премьеру нового сезона — сказку «Два клена» Евгения Шварца. Традиционные герои русского фольклора — Баба Яга, Василиса, Медведь и прочие персонажи не оставят равнодушными юных зрителей театра.
«Дальше, — говорит Л. Шатохин, — у нас есть планы постановки двух спектаклей, которые заказал нам губернатор области Владимир Чуб. Это «Жеребенок» по рассказам Михаила Александровича Шолохова и к юбилею Матвея Ивановича Платова — «Атаман».
В плане — постановка для детей спектакля «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и достаточно известной работы опять же Шолохова — «Бабий бунт».
Если говорить о более далекой перспективе, то есть идея проведения фестиваля русских драматических театров республик Южного федерального округа. Мои коллеги из театров Владикавказа, Махачкалы, Майкопа и других столиц Северного Кавказа проявили большой интерес к этому фестивалю. Моя идея уже нашла одобрение у мэра А. Волкова, министра культуры области С. Васильевой, в Союзе театральных деятелей. Дальше надо выходить на Южный федеральный округ, Министерство культуры России, администрацию Ростовской области.
Если все получится, то через год в течение десяти дней в Новочеркасске будет проходить праздник театра. К нам приедут с гастролями очень интересные коллективы. Думаю, что событие не останется незамеченным театральной и культурной общественностью не только Юга России, но и всей страны. Для Новочеркасска проведение подобного фестиваля выгодно еще и с коммерческой точки зрения. Гости пополнят не только новыми впечатлениями любителей искусства, но и средствами городскую казну. Я уже не говорю о том, насколько поднимется рейтинг нашего небольшого города в масштабе всего Южного федерального округа! Ведь у нас побывает очень большое число гостей, и представьте себе насколько широко, опять же в рамках Юга России, пойдет информация о Новочеркасске. Я уверен, что от проведения театрального фестиваля выиграет не только наш театр, но и весь город.
Сейчас идея проведения фестиваля находится в стадии, я бы сказал, организационного решения. Лично я надеюсь, что через год этот фестиваль состоится и, более того, он станет проводиться у нас регулярно, каждые два года.
Для меня очень важно, чтобы театральная жизнь в городе не замирала. Зритель постоянно должен получать новые впечатления — от работ коллективов, приезжающих к нам на гастроли, от новых работ нашей труппы. И для актеров очень важна смена аудитории. Мы, например, были в Москве, в других городах, и нас принимали так же восторженно, как в Новочеркасске театр имени Ленсовета (он был у нас два года назад). «Эффект привыкания» зрителя к труппе имеет место быть. Поэтому так важно театру (любому, не только нашему) не ограничиваться своим городом, своим зрителем. Театр, и я всегда это говорил, — это не шоу-бизнес. Театр — это как раз альтернатива шоу-бизнесу. Шоу-бизнес эксплуатирует недоразвитые духовные потребности человека, он старается дать человеку то, что он хочет и может хотеть. Театр идет впереди зрителя. Он заставляет его развиваться. Театр — это школа для думающего человека. Он должен быть доступным для восприятия, но вместе с этим — провоцировать зрителя для самосовершенствования, познания чего-то нового.
Сейчас в этом великолепном здании мы имеем все условия именно для такой работы (мелкие временные неудобства, конечно, не в счет). Мы очень благодарны всем, в первую очередь, мэру Анатолию Волкову, губернатору Владимиру Чубу, строителям — тем, кто, можно сказать, заново построил в Новочеркасске настоящий Храм искусства. И я еще раз хотел бы пригласить к нам зрителей. Нам есть чем удивить и порадовать их.
Театр, действительно, уникальное искусство. Театр — это всегда «здесь и сейчас», всегда «прямой эфир». Каждый спектакль всегда играется по-новому, ведь инструмент в театре — это человек. Вибрации человека на сцене передаются зрителю и он верит, что здесь и сейчас, на его глазах происходит нечто. Нечто, что заставляет его сопереживать, смеяться и плакать, испытывать неподдельные чувства от Великого Обмана, Великой Иллюзии — актерской игры. Зародившись на заре человеческой цивилизации, будучи сначала частью культовых священнодейств, искусство театра и сегодня сохраняет тайну воздействия на такой тонкий механизм, как человеческая душа. Искусство театра остается востребованным и не может ничем быть заменено — ни видео, ни кино. Подобно тому, как пища не будет заменена жевательной резинкой. Театр — пища для ума и для души. Новочеркасцам сегодня можно по праву гордиться своим Театром и замечательной труппой и великолепным зданием — настоящим Храмом искусства, настоящим Храмом культуры.