Сегодня:

Осень. Типичная картина для этого времени года — совсем не листопад, не стаи птиц, летящих к югу, не дым костров от горящих листьев (хотя и не без этого). Типичный городской пейзаж для осени — это горожане, транспортирующие кто на чем может (в багажниках своих авто, на тележках, в авоськах и пакетах — больших таких, синих — в сторону мест постоянного проживания разнообразные дары природы. Естественно — с рынков. Народ запасается на зиму. И страсть эта уже не только наша традиция, национальна черта, она уже в крови, в генетическом коде.
А как зимой без кладовой или погребка с полками, на которых стройными шеренгами стоят банки, баночки и прочие емкости с вареньями, компотами, соленьями, маринадами? Как без сотни-другой-третьей килограммов картошки? Без мешка лука? Без морковки, свеклы и прочего? Никак! То, что все это, в принципе, и зимой продается на рынке — не в счет. Зимой на рынке снедь может и подморозиться, да и что ж ты за хозяин такой, если осенью запасов не сделал? Вот и надрываемся, тащим, везем и несем с рынков все, чем богат наш южный край, все, что вырастил для нас тяжким трудом крестьянин, все, что исхитрился привезти из соседних областей и краев коммерсант, все, что на рынке предлагает реализатор, обещая «точный» вес, великолепное качество продукта и вкус — «специфический», как говорил герой одного из монологов Аркадия Райкина.
Осень — момент истины и для селян, и для коммерсантов, и для организаторов торговли. И это уже — без шуток. По словам начальника управления торговли Н. Думчус, в этом сезоне в городе работают девять рынков. Общая численность торговых мест на них — около 2500, более 30% из них предназначена для торговли овощами. Напротив главного входа в центральный (Азовский) рынок и на казачьем рынке Хотунка отведено место для торговли с грузового транспорта. Сделано это прежде всего для удобства покупателей. Для них же организованы так называемые «островки» торговли на территории города в местах, максимально приближенных к покупателю, — на остановках, у жилых домов. В бывшем Первомайском районе таких сезонных торговых точек открыто 41, а в бывшем Промышленном районе — 53.
«Большого труда, — говорит Наталья Михайловна, — нам стоит привлекать в город селян для торговли своей продукцией. Им проще продать ее прямо на поле, чем организовывать перевозку, розничную торговлю и прочее. Но все равно мы обращаемся в хозяйства прилегающих к Новочеркасску сельских районов и время от времени продукция из них в город поступает. Ведь чем будет шире предложение, чем короче путь от производителя продукции до ее покупателя, тем ниже будут цены на нее. Цены у нас свободные и зависят от спроса и предложения».
По мнению Натальи Михайловны, цена на картофель, например, в этом году обусловлена тем, что в областях, по традиции поставляющих нам этот продукт — Курской и Воронежской, — второй год неурожай. Отпускная цена там около 6 рублей за килограмм. С учетом транспортных расходов ниже 7 рублей у нас реализовать ее никто не сможет.
— Очень сложно, — говорит Н. Думчус, — но нам удается сдерживать рост цен на картофель только путем организации площадок для торговли с машин, о которых речь шла выше. Там мы можем контролировать и качество продукции, и порядок торговли. Кстати, нитратомерами для экспресс-анализа оснащены лаборатории всех рынков. Любой покупатель имеет право потребовать у продавца документы на качество продукции, и обратиться в лабораторию рынка с просьбой сделать анализ на содержание нитратов в овощах и бахчевых.
В управлении торговли намерены принимать меры в случае если сельхозпроизводителю отказывают в предоставлении места на рынке или насильственно пытаются скупать у него оптом товар. Информацию о таких фактах ждут по телефонам 2-22-20 или 2-33-80. Покупателям следует обращать внимание и на торговое оборудование — весы и разновесы (гири).
— Мы, — говорит Наталья Михайловна, — с ходу можем определить подпиленные гири и прочие «хитрости», на которые пускаются некоторые комбинаторы, но сил специалистов управления просто не хватает для контроля за каждым продавцом. Поэтому контролером должен быть и сам покупатель. О фактах обмана нам также следует сообщать. Без внимания такие факты у нас не остаются.
Наша задача — создать условия, максимально удобные и для торгующих, и для покупателей. Мы понимаем, насколько ответственно реализовать вовремя такую скоропортящуюся продукцию, как овощи и фрукты, насколько важно дать одним людям возможность продать то, что они вырастили, а другим — приобрести то, что они хотят.
Что касается стационарных торговых точек, где реализуется плодоовощная продукция, проще говоря — магазинов, то их число заметно сократилось. Но на сегодня есть подвижки и в этом. Сегодня тропическими фруктами торгуют в 43, а местными — в 15 магазинах, и число из, судя по всему, будет расти. Одна из причин того, что овощных магазинов пока немного, — это отсутствие оптовой базы. В этом направлении работа идет и результаты вполне ожидаемы.
Исходя из этого, можно сделать предположение, что когда-нибудь и у нас, как во всех цивилизованных странах, в любое время года в магазинах можно будет купить не только бананы и апельсины, но и картофель, морковь и иже с ними. И не просто купить, но еще и хорошего качества. Может быть, тогда осенняя лихорадка нас немного отпустит, и мы будем обращать более внимание и на природу, и на погоду, зная, что все, что надо, мы купим в магазине, и оно там будет всегда. Но это пока лишь перспектива, а сегодня — сумки в руки и за запасами на ближайший рынок. Благо, торговых точек в этом сезоне — с избытком.