Сегодня:

13 сентября 1937 года — день создания Ростовской области. 65 лет новейшей истории… Разве тот это период, который может манить историков неразгаданными тайнами, «белыми пятнами», вероятностью сенсационных открытий? Оказывается, да.

Но об открытиях — во второй части этого интервью. А сейчас — о том, что вызывает вопрос у всякого, кто взглянет на список административного управления донским краем: за неполных 200 лет карта перекраивалась столько раз, что запомнить все эти даты и административно-географические названия под силу лишь профессиональному историку. О том, почему уже в XX веке, после 1917 г. происходили все эти преобразования, мы попросили рассказать Светлану Мамаеву, заведующую научно-экспозиционным отделом Ростовского областного музея краеведения.

1937-Й — ДАТА НЕ СЛУЧАЙНАЯ

— Донской край, — сказала Светлана Мамаева, — действительно неоднократно подвергался районированию в 20-30-е годы это было, прежде всего, связано с негативным отношением руководства страны к казачеству. Казакам не могли простить, что в 19-м году большинство воевало на стороне белых армий. В 1924 г. на карте России появился Донской округ с центром в Ростове. Это была очень маленькая на фоне юго-востока России территория. Неказачий округ с прилегающими землями казачества. Потом, в 1928 г., взят был иной курс — на укрупнение административно-территориальных образований. Так возник Северо-Кавказский край. Причем, хотя считалось, что с центром в Ростове, центр его все же находился, в основном, во Владикавказе… Наш, Донской округ на этой карте просто терялся. В 1934 г. территория нынешней Ростовской области входила уже в состав Азово-Черноморского края. В 1937 г.
курс на разукрупнение продолжился. Коснулся он не только Юга России: на Дальнем Востоке, в центре России в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР также происходили подобные преобразования.

Чем это объяснялось? Большие территории требуют многоэтапных управленческих структур, ими трудно руководить. Но дата — «1937 год» — не случайна. И в стране в целом, и на Дону 1937-й был годом крупных политических процессов. Поэтому под необходимостью гибкого оперативного руководства территорией и упрощением управленческих структур понималось и нечто иное: нужно было .облегчить поиск «врагов народа». Обнаруживать их стали в больших количествах: в 30-е годы репрессировано было до 70 % из числа партийно-хозяйственной управленческой верхушки, руководившей областью. Все происходило по сценарию, теперь ужи многократно описанному и в документальных публикациях, и в художественной литературе: на заподозренного в нелояльности и существующему строю собирался компромат, чиновника арестовывали, преемник публично осуждал и изобличал предшественника, но вскоре его ждала точно такая же участь.

Если сравнивать с предшествующими делениями, можно говорить о том, что территория обрела наконец разумные границы и вновь появилась, как самостоятельная административно-территориальная единица на карте РСФСР. Но — не в сравнении с территорией Области Войска Донского: бывшие ее земли были переданы Украине, Царицынской и Воронежской губерниям, Ставропольскому краю.
— И больше мысль о переделе не возникала?

— В 50-х годах наш край разделили на две области — Ростовскую и Каменск-Шахтинскую, но просуществовало такое положение недолго, и вскоре все вновь вернулось на свои места.

— Мрачная цифра — 1937-й. И все-таки была для территории польза от того решения разукрупнить Азово-Черноморский край и создать Ростовскую область?

— Думаю, да, и в самом деле, теперь можно было больше внимания уделять проблемам конкретного региона.

В 1937 году Ростовская область набирает обороты и выбивается в лидеры по экономическому росту среди всех областей и республик Юга России. Почему? Большие средства вкладывались тогда в развитие сельского хозяйства. А у нас не только крупнейший сельскохозяйственный край, но и территория, где активно начиналось сельхозмашиностроение.

Развитие России, и не только Дона, в то время определялось развитием железной дороги. У нас — важные железнодорожные ветки и крупнейшие предприятия по производству и ремонту железнодорожной техники. Много в чем были мы лидерами.

— С 1937 г. на общем фоне страны Ростовская область всегда считалась благополучной или у нее были и провалы?

— Что до экономики, то лидировала она всегда. А что до некоторых иных моментов, то в годы Второй мировой войны мы, по советским идеологическим меркам, оказались в таком провале, как ни одна другая область Юга России.

ЗАПРЕТНАЯ ТЕМА

— Помните знаменитый сталиниский приказ № 227 от 28 июля «Ни шагу назад»? Действия войск Южного фронта были охарактеризованы в нем как действия трусов и паникеров, которые без боя и приказа из Москвы сдали немцам Ростов и Новочеркасск, — продолжает старший научный сотрудник музея краеведения Владимир Афанасенко. — Именно после этого «бегства» были созданы заградотряды, штрафные роты и батальоны, а также предпринят ряд суровых мер, чтобы остановить бегущие с фронта войска.
Вторая причина грядущей опалы связана с вернувшимися из эмиграции белогвардейскими лидерами: атаманом Красновым, популярными среди казаков генералами — Шкуро, Назаровым, Темиревым. Очень успешно провели они на Дону вербовку в добровольческие казачьи формирования, воюющие на стороне вермахта.

Ростовская область — единственная, которая на всей своей огромной территории не имела оккупационных частей по охране немецкого тыла. Немецкий тыл успешно охраняли местная полиция и казачьи формирования.

Мы хорошо знаем о пятом Гвардейском Донском казачьем корпусе, советских героях-казаках, и очень мало о сформированном здесь в те дни 15-м Добровольческом казачьем корпусе вермахта, который по численности примерно в три раза превосходил 5-й Донской.
И самое страшное, что в его составе преобладали не участники Первой мировой и гражданской войн, а их дети, бойцы, родившиеся в 20-х годах, учившиеся в советских школах. Они выступили под антисталинскими и антикоммунистическими лозунгами.

— И чем за это поплатилась Ростовская область?

— Я бы сказал, что у этих событий было два печальных следствия. Первое — молчание или, точнее, замалчивание того, что в действительности происходило на территории Ростовской области в те годы. Документы засекречены по сей день. Эта секретность связана еще и с теми карательными мерами, которые были предприняты тогда против казачества.

В феврале 1943-го, во время освобождения нашими войсками Ростова и Новочеркасска, наша авиация и артиллерия наносили удары не столько по отступающим немцам, сколько по 90 тысячам казаков и членов их семей, которые через Батайск, Азов, Таганрогский залив отходили вслед за немцами. Их всячески пытались уничтожить, но, тем не менее, подавляющему, большинству казаков удалось уйти.
Другой факт, который предпочитают нигде не упоминать: в феврале 1943-го Ростов обороняли преимущественно не немцы, а казаки. И сражались они мужественно. Три наши армии — 28-я, 51-я и 2-я гвардейская воевали фактически против трех казачьих полков, состоящих в основном из 18-20-летних мальчишек.

— А что за второе печальное следствие, вами упомянутое?

— Очень; жестокие карательные зачистка после освобождения территории. Тогда фактически всех юнцов, даже 26-й год, не подлежавший призыву, без всякой подготовки, нередко даже не переодевая в военную форму, отправляли в составе маршевых рот на фронт. Поэтому на Дону (и разве что еще только на Кубани и Западной Украине) рожденные с 22-го по 26-й годы — фактически выбитое на войне поколение.

Только спустя 40 лет благодаря усилиям руководства области и, прежде всего первого секретаря обкома партии Ивана Афанасьевича Бондаренко, руководство страны признало вклад Ростовской области в Победу. 25 февраля 1982 г. Леонид Ильич наградил Ростовскую область и город Ростов орденом Отечественной войны первой степени. Но вот городом-героем Ростов так и не стал, хотя солдат здесь полегло не меньше, чем при освобождении других городов, заслуживших такое признание и к тому же Ростов попал в число 15 городов, наиболее пострадавших от военных действий. Еще в 1943 г. он был признан стертым с лица земли.

— Какие же аргументы
убедили Брежнева в том, что Ростовская область, несмотря ни на что, достойна ордена за вклад в дело Победы над Германией?

— Я не читала представления на награждение, Додумывать не хочу. Но есть неоспоримые факты: подавляющее большинство населения Ростовской области сражалось с немцами, причем это были выдающиеся подвиги. Ростовская область дала стране 300 Героев Советского Союза. Это при том, что на весь Советский Союз их было 11 тысяч. Кроме Москвы и Ленинграда, такой внушительной цифры не было ни в каком другом городе или области.

Мы собирали средства на танковые колонны и авиационные эскадрильи, мы худо-бедно, но кормили страну, армию хлебом, ибо даже во время войны Дон и Кубань оставались житницами. Мы свой орден заслужили. А белые пятна в истории нашей области мы тоже со временем заполним достоверной информацией.