Сегодня: 20 апреля 7110, Среда

Долги наши тяжкие

Моя соседка, Мария Федоровна, в годы войны была шестнадцатилетней девчонкой увезена на территорию германского Рейха. Это случилось через несколько недель после занятия немцами Новочеркасска. Сейчас ее интересует вопрос, положены ли какие-то выплаты тем, кто был в фашистском рабстве.

Вопрос Марии Федоровны я адресовал специалисту сектора по работе с инвалидами и пожилыми людьми Управления труда и социального развития Татьяне Анатольевне Татаркиной.

— Да, мы ведем работу с теми, кто был увезен на территорию Германии и Австрии в годы Великой Отечественной войны, — говорит Т. Татаркина. — Дело в том, что правительствами Федеративной Республики Германии и Австрии были приняты законы о создании специальных фондов, через которые узникам фашизма выплачиваются компенсационные выплаты.

В частности, германский фонд «Память, ответственность и будущее» обязался рассмотреть ходатайства о выплате таких компенсаций тем, кто был жив на момент начала действий закона или ушел из жизни после его принятия. Во втором случае право на получение компенсации имеют наследники узника фашизма — супруг, дети, внуки, братья, сестры или наследники по завещанию. Дата начала действий закона по германскому фонду — 16 февраля 1999 года. То есть, если человек не дожил до этого дня, то и его наследникам компенсация уже не положена.

Годом позже, 15 февраля 2000 года, был принят аналогичный закон Австрийской Республикой. Он касается тех, кто в годы войны был увезен на территорию этого государства и принуждался там к рабскому труду.

Германское правительство определило окончание периода обращения за выплатой компенсаций 31 декабря 2001 года.

То есть, с теми гражданами, которые в годы войны были на территории Германии, мы работу завершили. А вот что касается тех, кто был в Австрии, то до 27 ноября текущего года мы ждем лично этих граждан либо их наследников. Но, я повторяю, это касается наследников австрийских пленников, кто ушел из жизни после 15 февраля 2000 года.

— Многие ли к вам обратились?

— Около шестисот человек. Это германские и австрийские пленники.
— Были ли уже выплаты? В каком размере?

— Дело в том, что на управление труда и социального развития возложена лишь функция сбора необходимых документов, оформление анкет, прочих справок. Все это мы отправляем в российские представительства германского и австрийского фондов. Там специальная комиссия рассматривает ходатайства обратившихся узников фашизма или их наследников и определяет на основе имеющихся у них в фондах архивных данных, действительно ли претендент имеет право на компенсацию.

Что касается размеров компенсации и самого факта выплат, то прямой информацией об этом мы не обладаем. Фонды напрямую связываются с гражданами и производят выплаты через Сбербанк. А вообще, мы в управлении слышали, что первые деньги пришли в наш города в конце прошлого года. Это, я повторяю, со слов наших посетителей.

— Всем ли обратившимся выплатят компенсацию?

— Говорить об этом трудно, поскольку конечный этап этой работы нам не известен. Наша задача, я повторяю, собрать документы претендентов. Я обращаю особое внимание на то, что речь идет о тех, кто еще не обращался через наше управление в фонды Германии и Австрии. То есть кто еще не оформлял анкету претендента на компенсационные выплаты.

Мы также убедительно просим тех, к
то с нашей помощью уже отправил необходимые документы, не обращаться к нам с вопросами о сроках получения денег. Этой информацией мы никогда не будет обладать. Это дело фондов и непосредственно гражданина.

Тем, кто уже оформил необходимые документы о пребывании в годы войны на территории Германии и Австрии в качестве узника фашизма, остается только ждать из фондов этих стран почтового сообщения о назначении выплаты. А тем, кто был на территории Австрии, но, может быть, только что узнал о возможности получения компенсации, еще не поздно обратиться к нам в Управление труда и социального развития, в кабинет № 4. Мы работаем с 8 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов, приемные дни — понедельник и четверг.