Сегодня:

Записки натуралиста

Одиннадцатый избирательный округ иногда напоминает мне город в городе. Здесь свои понятия, своя инфраструктура, своеобразная, но символичная: несколько детских садов, две школы, базар, два завода, тюрьма и кладбище. Наверное, здешние проблемы не сильно отличаются от проблем мкр. Молодежного или пресловутых «низовок», вот только говорят о них не в пример меньше. Мы исправляем это досадное упущение и приглашаем читателя заочно прогуляться по тропам, на которые не ступала нога прогресса. Беременных женщин, детей и слабонервных просим удалиться.

Пятачок с остатками детской площадки на пл. Кирова – место многофункциональное. Днем здесь играет подрастающее поколение, а вечером пейзаж дополняют толпы наркоманов всех возрастов, мастей и химических составов крови. Как заметил депутат Коробов, если бы шприцы можно было сдавать как бутылки, площадь была бы настоящим золотым дном. Толпы уколотых граждан логично дополняет непролазная темень. «Любые попытки решить эту проблему заканчиваются разведением рук, — возмущается Юрий Владимирович. – А ведь это – центр города».

Лестница, поднимающаяся от мясокомбината до развилки ул. Силикатная и Старочеркасская, летом выглядит довольно мило. Зато осень и зима вносят в жизнь граждан, желающих спуститься или подняться по этим ступенькам, особый колорит. В дождливую погоду грязная водица со всей округи течет прямиком по середине лестницы (да так, что образовавшийся водопад в принципе невозможно обойти), а заскучавший было народ азартно скачет по узеньким и абсолютно неприспособленным для ходьбы ступенькам, тщетно пытаясь сохранить первозданную чистоту своих одежд. Еще большее веселье вселяет в путников зима: снег и мороз превращают лестницу в идеально ровный и невероятно скользкий спуск, съехать по которому можно исключительно на пятой точке – чем, собственно, и занимаются жители близлежащих улиц.

Об общежитии на Ростовском выезде, 14 было сказано и написано немало. При ликвидации «Спецэлеватормельмаш» оно должно было быть передано муниципалитету, но увы… Сегодня общежитие принадлежит ООО «Машиностроитель». Пока дело о передаче рассматривается в арбитражном суде, обитатели общежития вынуждены жить в большой собачьей конуре. Здание не обслуживается и не ремонтируется, от вони и затхлого воздуха кружится голова. «Отношение руководства ООО «Машиностроитель» к жильцам иначе, как произволом не назовешь, — говорит Юрий Коробов. — С людей требуют оплату за те одиннадцать месяцев, пока у общежития, по сути, не было владельца, вешают на них суммы по восемь тысяч и более». Здание дает осадку, коммуникации приходят в негодность, жильцы находятся в подвешенном состоянии, а света в конце тоннеля пока не предвидится.

«Роскошный» остановочный комплекс на ул. Украинской – последний оплот цивилизации в нашем округе: дальнейшее передвижение по одиннадцатому избирательному возможно только пешком. Словосочетание “конечная остановка” приобретают здесь особый смысл – позади раскинулась территория печально известного учреждения 398/ст-3. Напротив – обшарпанная четырехэтажка, заселенная сотрудниками тюрьмы и офицерами училища связи. Проблемы все те же – вода, дорожное покрытие, непролазный мрак по вечерам и скудная инфраструктура в виде пары облезлых ларьков с сомнительным ассортиментом товаров. Впрочем, по сравнению с простирающимися далее районами, живущими в полном единении с природой, ул. Украинская – жемчужина округа.

А вот еще одна “жемчужина” — так называемый Кильдим, бывший жилой фонд “Новочеркасскстрома”, даже не имеющий официального названия. На фоне отсутствующих газа, света и воды (жидкость, поступающую из резервуаров силикатного завода и изобилующую несанкционированными добавками в виде дохлых кошек, назвать водой никак нельзя) пышно расцветают пьянство, наркомания и свободная любовь.

Не знаем, что имел в виду Крис Ри, когда спел свою “Дорогу в ад”, но абсолютно уверены: побывай знаменитый блюзмен в хуторе Епифанов, эта песня была бы посвящена пейзажу, который вы видите ниже. Редкая – как птица, долетевшая до середины Днепра, — машина отважится доехать до этого края вселенной; об автобусах и говорить не стоит. Чего только нет в злополучном Епифанове — и дороги, и уличного освещения, и газа, и воды… Нет даже магазина – за хлебом хуторяне ходят в город, запасая провиант, как в войну, мешками. Морозной зимой и слякотной осенью по дороге, в сравнении с которой любая новочеркасская улочка покажется хайвэем, ходят “дети природы” — хуторские школьники. Идти им до школы № 12…
Если немного спуститься, можно попасть в центр политической жизни хутора. Раз в четыре года на довольно убогого вида лужайку приезжают кандидаты в депутаты и всячески развлекают епифановцев: кое-кто — бесплатной водкой, все без исключения — обещаниями светлого будущего. Выполнение обещаний упирается, как всегда, в финансы. “Дорогу на Епифанов руководство ДГХ обещало отсыпать тырсой, — говорит Юрий Коробов, — тогда, наверное, можно будет пустить маршрутку. С водой дело обстоит сложнее — стоимость проекта – миллион двести. А газ можно проложить только после запуска ГРП на ул. Булавина”. Хорошо, если это удастся сделать нынешнему депутату. Займется ли этим кто-нибудь еще – большой вопрос: сто дворов хутора со своим морем проблем на выборах дает меньшее количество голосов, чем какой-нибудь более-менее благополучный многоэтажный дом. Так что есть ли жизнь в Епифановке, нет ли жизни в Епифановке, большинство политиков пока не знает. Им, как и науке в известном фильме, ничего об этом неизвестно.

Автор путевых заметок – житель 11-го округа Дина Муратова Экскурсовод и консультант – депутат того же округа Юрий Коробов Фотограф – сочувствующий Николай Скляров