Сегодня: 20 апреля 6091, Пятница

Культурный слой

В ознаменование 120-летия М.Б. Грекова в городе прошли мероприятия, посвященные этому событию. Для участия в них из Москвы приехали представители Студии военных художников имени Грекова — заслуженный художник России С.Г. Антонов и народный художник России Г.К. Севостьянов, ответственный секретарь правления Союза художников России Ю.В. Жульев, члены Ростовской областной организации Союза художников России Г.С. Запечнов и В.Н. Лемешев.
От Новочеркасска участвовали начальник управления культуры и искусства Г.А. Ерашова, директор Музея истории донского казачества С.А. Сединко, председатель городского клуба художников В.И. Кулишов.
13 июня научно-практическая конференция «М.Б. Греков — основоположник русской батальной живописи» начала торжества. Выставка «Грековские традиции. Н. Овечкин» рассказывает о творчестве Николая Васильевича — яркой, колоритной фигуры, человека духовно связанного с Новочеркасском, продолжателя традиций Митрофана Борисовича.
Символично, что Новочеркасск получил большую часть художественного наследия Овечкина. Из запасников вынуты некоторые из картин, эскизов и этюдов, пред ними и предстали пришедшие в дом-музей Крылова.
Специалисты в своей оценке единодушны: выставка Овечкина — это фрагмент большой галереи высокого уровня. Греков и Овечкин — представители двух разных эпох — но им обоим присущ высокий гражданский дух, который так явно отражают их произведения. 14 июня мемориальный дом-музей Митрофана Борисовича принимал у себя гостей. 78 лет назад, приехав в Новочеркасск, Греков поселился на улице Песчаной в небольшом домике, имеющем веранду (ставшую потом знаменитой из-за чаепитий и бесед, на ней происходящих). Отсюда можно было созерцать и открывавшуюся реку, и степную даль, и зелень луга.
Здесь, на крохотном пятачке, родилась летопись России трагических времен. Более 90 произведений написано в этом маленьком домике, которому суждено было в 1957 году стать мемориальным.
Ныне, на усадьбе, под сенью ореховых и акациевых деревьев при благоухании выращенных с любовью сотрудниками музея роз состоялось чествование ветеранов: Т.А. Поповой, Т.Л. Пигасовой, К.Л. Ушаковой, Л.И. Обидновой, Т.М. Павловой. Н.Т. Савченко, других. В связи с 45-летием коллективу вручен золотой знак Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство».
Немало радостных минут подарили собравшимся фольклорный ансамбль «Донцы» ДК НЭВЗа и ансамбль народных инструментов «Донские узоры». Чуть позже в помещении музея открылась и выставка работ Митрофана Борисовича, которая позволяет прочитать новые страницы в творчестве великого мастера. Моменты истории, запечатленные на холсте (а иногда и картоне от коробок), передают напряженность и дух нелегкой эпохи в судьбе нашей страны. Это — наша память! Она важна для тех, кто живет сейчас, для тех, кто будет жить после нас.
15 июня после пятичасовой напряженной дороги родовое имение Грековых в станице Милютинской встретило нас дождем. Но ненастная погода не остановила торжеств, которые ежегодно устраиваются на бывшем подворье. Ныне здесь был установлен мемориальный камень. Большой разноцветный праздник с выставками, концертами, обильным угощением собрал больших и маленьких милютинцев практически со всех хуторов! Каждый из них — от главы администрации М.М. Рудова до школьника — с гордостью рассказывал о своем знаменитом земляке. О Грековых здесь знают все! Сколько внутреннего достоинства звучало в проникновенных словах!
Встречали нашу делегацию всем миром. Показывали памятные места: школа, дом, знаменитая шелковица… Нас водили к кринице, где бьет чистейший ключ, впадающий в реку. Сквозь стеклянную гладь воды можно было увидеть, как тянутся многочисленные нити-стебли кувшинок, желтые головки, которых раскрылись, когда выглянуло солнце.
Мы стояли на косогоре (как утверждают местные жители, именно отсюда Митрофан Борисович писал свои этюды) и нам открывался такой необъятный простор, без конца и края, что от красоты захватывало дух.
Неудивительно, что, выросший на этой прекрасной земле, Греков любил ее всю свою жизнь, и воспевал эту любовь в своих произведениях. Иначе быть и не могло.