Сегодня: 18 декабря 5080, Суббота

Одна ив существенных черт развития современной научной мысли состоит в дифференцировании научного знания, дроблении наук и их разделов, что объективно ведет к разобщенности между различными учебными дисциплинами в учебных заведениях, к осложнению связей между ними. Тенденция к интеграции наук проявляется, как правило, далеко за пределами вузовских учебных дисциплин. Очевидно, что любые просчеты в оценке общности наук, а также комплексного подхода к их изучению не позволяют в полной мере использовать успехи и достижения одной науки в иных областях знания. Таким образом, возникает противоречие в развитии научной мысли: с одной стороны, углубление знания, а с другой — потеря целостного восприятия мира. На эту сторону давно обратил внимание В.Ключевский, утверждая, что детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.
В настоящее время реализуется новая парадигма образования, которая опирается на лучшие традиции классических университетов прошлого и последовательно воплощает идею целостного образования.
По мнению многих ученых, важно добиться не параллельного сосуществования учебных предметов, а организации трансдисциплинарного синтеза различных фундаментальных дисциплин в рамках концепции целостного образования. Целостным же образование становится, когда эти дисциплины оказываются не просто совокупностью традиционных курсов, а образуют циклы фундаментальных профессионально-ориентированных дисциплин, объединенных общецелевой функцией, объектом учебно-исследовательской работы, методологией построения каждой из дисциплин и ориентированных на межпредметное взаимодействие. По мнению В.Г.Кинелева*, которое он изложил в статье «Университетское образование: его настоящее и будущее», выход на междисциплинарные учебные курсы и знания позволит объединить в совместной творческой работе как в учебном процессе, так и в научных исследованиях представителей естественнонаучных, технических и гуманитарных наук, сделать их активными участниками овладения обучающимися целостным мировоззрением, формирующим широкий взгляд на явления и процессы в современном мире, благодаря преимуществам интегрированных знаний, полученных на стыке естественнонаучных, гуманитарных и технических наук, открывающих путь к овладению основами единой человеческой культуры, гармонически сочетающей в себе естественнонаучные и гуманитарные начала («Магистр» N 3, 1995, С.6).
В целом эта система, как свидетельствует вузовский опыт, должна охватывать следующие элементы: 1. Организационно-методические вопросы разработки учебных планов. 2. Методику формирования структурно-логических схем и тематических планов.
3. Технологию реализации межпредметных связей в преподавании различных учебных дисциплин.
4. Методы, приемы и средства интенсификации межпредметных связей непосредственно на занятиях в единстве с решением воспитательных задач.
5. Методику комплексной оценки подготовленности слушателей и курсантов к реальной деятельности в войсках.
Но, образно говоря, развитие межпредметных связей — это лишь вершина айсберга, а более глубинная часть — процессы, происходящие в сознании, умах слушателей и курсантов, синтезируют сведения из различных отраслей науки и практики в сплав знаний, умений и навыков.
Синтез знаний начинается творческими усилиями педагога, а завершается интенсивными умственными усилиями самих обучаемых. Однако этот второй, «слушательский» уровень задействован в управлении процессом интеграции знаний значительна слабее первого. Ведь слушатели и курсанты, как правило, имеют склонность разделять знания на нужные и ненужные, полезные и бесполезные, как бы раскладывать приобретенные сведения в разные ящички, не перемешивая их и не связывая между собой: философия есть одно, а история — совсем другое; психология — уже третье. А ведь знания, лишенные внутренней интеграции, это предметно-расчлененные, бескорневые знания. Словом, синтев знаний порою идет по несколько иной траектории, нежели она задумана преподавателем. И без педагогической коррекции тут не обойтись. В поисках эффективных путей синтеза знаний многими признано, что этой цели успешно служат модульные структуры обучения. Их основное преимущество в том, что изучаемый материал четко концентрируется вокруг главных целевых установок, логически стройно и с учетом практической направленности, жизненно важные для будущей деятельности специалистов теоретические и практические вопросы не разбросаны по различным предметам и семестрам, а представлены в сконцентрированном виде в едином блоке (модуле).
В нашем понимании модуль — это не какой-то самостоятельный курс, тем более предмет. Это лишь рабочая модель тематики, обеспечивающая целенаправленную подготовку слушателей и курсантов к тому или иному виду служебной деятельности. Собранная в единый блок тематика сначала тщательно анализируется, из нее исключаются неизбежные повторы, дублирование. Устанавливаются также логические пропуски, «белые пятна», которые восполняются ранее не изучаемыми, но необходимыми разделами. Одновременно отслеживаются и закрепляются межпредметные связи. Немаловажно и то, что выявление общего с различных учебных дисциплинах сопровождается свертыванием объема знаний, которыми должен владеть специалист, а это существенно снижает затраты времени на учебу и повышает ее интенсивность.
По своему предметному содержанию модульные структуры воплощают виды деятельности, тесно связанные с творческим познанием. На этой основе создаются предпосылки для эффективного взаимодействия с другими инновационными начинаниями, в частности, функциональным моделированием и игропроцессами. В результате открываются реальные перспективы по активизации у обучаемых профессионального мышления, ответов на вопросы «что и как делать?». В этом случае обучение знаниям осуществляется в единстве с обучением мышлению, что как раа соответствует природе развития человека.
Разработка целенаправленного и взаимосвязанного содержания учебного модуля достигается путем выделения крупных дидактических блоков: методология науки, исторический аспект (опыт), современное состояние проблемы, перспективы развития (прогноз). Центральное место занимают ведущие идеи, вокруг которых группируется остальной материал. Фундаментальные положения подтверждаются на основе фактического материала. Одновременно даются рекомендации по выбору видов занятий, соответствующих поставленным задачам. Осуществляя указанные выше задачи, нельзя упускать из вида еще один аспект — эмоциональную сторону учебно-воспитательного процесса. Способствовать привлекательности и даже внимательности обучения — такие возможности несут в себе эмоционально-игровые ситуации. Таким образом, в наших условиях модуль может выступать как своеобразная микрометодическая подсистема. Освоению технологии разработки и реализации учебного модуля в немалой степени способствовал эксперимент, проведенный в Военном университете. При выборе проблемы, на раскрытие которой должен быть ориентирован модуль, разработчики исходили из того, что одна из актуальных задач сегодня — это теория и практика укрепления воинской дисциплины.
Поступающие из войск отзывы на выпускников военно-учебных заведений свидетельствуют, что ВУЗы в этом плане многое недорабатывают. Деятельность эта требует солидных знаний не по одному какому-то учебному предмету, а по многим из них. Здесь и право, и уставы, и психология, и педагогика, и культура, и управление, важное место принадлежит и военным дисциплинам. Чтобы воплотить все это в сознании и мастерстве обучаемых, необходим цельный курс, основанный на системном подходе, отлаженных межпредметных связях, обладающий логической стройностью и последовательностью. Иными словами, вместо нынешнего мозаичного построения учебного материала необходима блочно-модульная технология.
Предварительно был проведен структурный анализ тематики о воинской дисциплине, изучаемой со слушателями и курсантами на занятиях по различным учебным предметам. В целом изучению этой проблемы уделяется немало времени и внимания. Однако нельзя не видеть, что отрабатываемые учебные вопросы страдают фрагментарностью, не систематизированы, поскольку разбросаны по многим предметам. В их содержании не нашли должного отражения многие актуальные положения, важные для реаения насущных задач. Все это ведет к назидательности, негативно сказывается на развитии у обучаемых творческого мышления, самостоятельности в действиях, поиске оригинальных решений в нештатных ситуациях. Не все отлажено и в системе учебно-методического управления изучением воинской дисциплины, поскольку все ее разрозненные разделы замыкаются на разных руководителей, по-настоящему не объединенных между собой. Отсутствие единого руководства не идет на пользу выработке общих целевых установок и требований, организации обмена опытом, научной деятельности, изучению жизни войск. Сказывается это и на разработке учебных пособий для слушателей и курсантов, таких пособий, которые представляли бы воинскую дисциплину в едином комплексе, где бы будущие выпускники могли сразу найти рекомендации и правового, и психолого-педагогического, и управленческого характера. Любой педагогический процесс, в том числе и его блочно-мо-дульные структуры, начинаются с проектирования целевых установок. Кстати, одна из их функций состоит в обеспечении межпредметного взаимодействия, при этом каждая кафедра должна четко представлять свое место и задачи в общем комплексе работ. Поэтому в эксперименте в первую очередь предстояло определиться с целевыми установками модуля «Основ и практики воинской дисциплины», среди которых приоритетными выступали следующие направления:
Первое — изучение правовых, социально-психологических, педагогических, социологических и иных основ воинской дисциплины, руководящих документов, новейших научных исследований. Естественно, что изучение этих материалов следует планировать как можно раньше, чтобы они «работали» и на дисциплину слушателей и курсантов в их повседневной жизнедеятельности. К этому разделу целесообразно добавить и ряд ранее не изучавшихся тем: исторический отечественный и зарубежный опыт, современные актуальные проблемы, их воспитательные аспекты, организаторские и командирские качества офицеров», отражение проблем воинской дисциплины в средствах массовой информации, художественной литературе и др.
Второе направление — методическое, его цель подготовить слушателя, курсанта в качестве профессионального организатора и методиста по части изучения уставов, проведения бесед, докладов, разного рода воспитательных мероприятий, умения эффективно строить работу по формированию у подчиненных дисциплинированности.
Третье направление — деятельностное, пожалуй, самое трудное. Сюда относится практическая работа командира, его заместителей, других специалистов по налаживании в подразделении, части уставного порядка и организации «дисциплинированной работы», памятуя, что дисциплина в конечном счете необходима не для внешней атрибутики, а для организации деятельности. При этом большая роль принадлежит военным кафедрам, организующим деятельность военнослужащих всех категорий в соответствии с уставами, руководствами, наставлениями, другими директивными документами. Сюда же следует отнести и работу командира по изучению состояния воинской дисциплины, ее оценки, предупреждению правонарушений, а в случае их проявления — проведению адекватных мер.
Целевые установки, однако, еще не раскрывают самой технологии построения учебного модуля и организации работ по его внедрению в практику. Проведенная НИР как раз имела целью не только решить конкретную задачу, а и на данном примере попытаться дать рекомендации по созданию модульных структур. Здесь целый комплекс мероприятий.
Обеспечение полноты содержания учебного материала. Модуль создается прежде всего для того, чтобы учесть всю имеющуюся научную и руководящую информацию, ничего не пропустить из нее: ни одного важного раздела, ни одной нужной темы. Достигается это тщательным отбором тематики, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Вместе с тем важно иметь в виду, что полнота содержания вовсе не в том, чтобы набрать тем как можно больше. Тематика должна быть оптимальной. Организационно эта задача решается не одним, а несколькими специалистами, представляющими все заинтересованные кафедры. При этом следует учитывать два критерия: необходимый и желательный, ориентируясь на первый из них. Инициаторам включения новых вопросов придется аргументированно обосновывать необходимость ввода в модуль тех или иных проблем.
Достижение логической последовательности. Главное на начальном этапе — построить логическую структурную сетку из наиболее важных тем. Но не следует забывать, что в учебных предметах после включения в модуль какой-либо темы остается сопутствующая ей тематика, которая в последующем, на определенных этапах будет дополнять и развивать отдельные положения, включенные в модульную тематику. Тем самым разрешается имеющееся противоречие, когда логика модуля не совпадает с логикой учебного предмета. Например, может получиться, что в модуль 1-го семестра будет включено две-три темы, которые читаются по данному предмету только на 3-м семестре. Это несколько дестабилизирует предметный тематический план. Но на это следует идти, иначе модуля не создать. Если решились на модульную технологию, то приоритет должен быть отдан именно ей.
Подготовка модуля к возможному маневрированию в учебном процессе. По отношению к модулю воинской дисциплины очевидно, что его завершение должно быть предпослано к началу войсковой стажировки, а что касается его сокращенного (целевого) варианта — то к выпуску из ВУЗа. В этом случае создаются наилучшие предпосылки успешной связи теории с практикой. Для этого, однако, важно предусмотреть своеобразные «мостики», в частности, между модулем и программой войсковой стажировки. Например, путем разработки специальных вопросов-задач, которые слушатели и курсанты должны решить в войсках и по возвращению в ВУЗ отчитаться по ним.
Научно-информационное обеспечение модуля. Уже с первых шагов создания модуля следует продумать все вопросы, связанные с обеспечением наглядными пособиями, учебными и методическими материалами. Дело в том, что для этой цели не все подходит из имеющихся фондов. В частности, по каждому модулю полезно иметь хотя бы краткие пособия. Так, в Военном университете была подготовлена и издана брошюра «Воинская дисциплина как предмет изучения». На начальном этапе этой цели также могут служить опорные конспекты, структурно-логические схемы и таблицы. Важную задачу должны решить и компьютерные системы, в которые закладываются наиболее ценные фрагменты из различных изданий. Методическое обеспечение модуля. Разработка модуля позволяет по-новому подойти и к внедрению педагогических новаций в учебный процесс. Так, например, заложенные в модуле межпредметные связи открывают путь многим перспективным методикам, в частности, комплексным задачам. Ведь ни одна серьезная дисциплинарная проблема в войсках не решается беэ участия под руководством командира таких специалистов, как правоведы, психологи, социологи, медики и др. Очевидно, что этот же подход целесообразно внедрить и в учебный процесс, рассматривающий вопросы и проблемы воинской дисциплины.
Обеспечение научно-методического и организационного руководства. Модуль не может работать сам по себе, без руля и ветрил, а должен быть управляемым. Для лучшей организации взаимодействия между предметами целесообразно на определенные периоды или семестры выделять ведущие кафедры. Например, в представленном ниже модуле один из семестров посвящен изучению социально-психологических предпосылок укрепления воинской дисциплины. В нем задействованы преподаватели психологии, педагогики, права, однако в наибольшей степени — специалисгы-психологи и поэтому, естественно, они и будут представлять ведущую кафедру. Однако критерий количества часов не единственный.
С учетом названных выше требований в Военном университете разработан учебный модуль «Основы и практика воинской дисциплины», на базе которого в последующем была проведена специальная экспериментальная работа. Программа модуля состояла из двух разделов: теоретических основ и технологии деятельности по укреплению воинской дисциплины. Направленность материала основывалась на строгом соблюдении законов, воинских уставов, а с другой стороны исключала догматический подход и формализм, нацеливала обучаемых на творческий подход к делу. Одновременно всем обучаемым предоставлялась соответствующая практика по выработке умений становления и упрочения в подразделении, части уставного порядка и воинской дисциплины среди личного состава.
Логика блочно-модульной технологии ведет к новым, комплексным формам обучения и потому многие новаторы все чаще обращаются к комплексным задачам. В педагогическом плане комплексная задача — это система групповых упражнений, элементов деловых игр, практических заданий, летучек, проводимых в определенной последовательности на фоне общей обстановки. Идею и опыт их проведения преподаватели гуманитарного направления переняли из практики военных кафедр, где они плодотворно используются в процессе оперативно-тактической подготовки. Там на общем тактическом фоне слушатели и курсанты реально применяют знания не по одному какому-либо учебному предмету, а в комплексе: по тактике, связи, инженерной подготовке, артиллерии, ПBO, морально-психологическому обеспечению и др. Таким образом реализуются не просто межпредметные связи, а нечто большее — их взаимодействие. И достигается это благодаря тому, что изучаемый материал преподносится не отдельными фрагментами, а крупными блоками, представляющими целые модули основной профессиональной деятельности. Одно иа немаловажных достоинств комплексных задач еще и в том, что они конкретно высвечивают немало ключевых моментов, оказавшихся почему-либо за кадром учебных программ. Тем самым учебный отдел и кафедры получают важную подсказку по упорядочению программного материала.
В совершенствовании блочно-модульной технологии новаторы Военного университета сделали и такой примечательный шаг, как создание класса моделирования деятельности, в котором на практике воплощены многие замыслы комплексного подхода в обучении, межпредметного взаимодействия.
Несомненными достоинствами модульной системы признаны следующие признаки:
— полнота содержания и логическая последовательность учебного материала, направленного на подготовку к определенному виду профессиональной деятельности; — возможность маневрирования модулем с тем, чтобы он наиболее удачно вписывался в любую структуру учебного процесса и взаимодействовал с ней, создавая основу для последующего преобразования в спецкурсы;
— оперативное решение вадач, связанных с методическим и научно-информационным сопровождением обучения;
— создание эффективной структуры организационного и научно-методичестого руководства, изучением тематических разделов из различных учебных предметов.
Проведенная НИР подтвердила актуальность дальнейших поисков в области освоения блочно-модульных технологий. Вместе с тем высветились и проблемы, требующие дальнейшей проработки. В первую очередь речь идет о более эффективной организации управления модульными структурами. Имеющийся в ряде ВУЗов опыт подсказывает, что в первоначальном варианте эти задачи продуктивно решаются специально образованными нештатными предметно-методическими комиссиями, сформированными из представителей заинтересованных кафедр. Но важно не только создать такие творческие группы, но и правильно разработать стиль их деятельности.
Любая комплексная междисциплинная работа, блочно-модульная технология в том числе, — это всегда деятельность не одиночки, а целого коллектива со свойственными ему чертами. И тут полезно в виде рекомендаций обратиться к имеющемуся опыту взаимодействия и взаимоотношений в подобных группах. Существуют условия, способствующие достиженяю успеха в этой работе.
1. Надо стремиться к минимальному размеру групп — слишком много людей в группе снижает эффективность деятельности. 2. Группа должна иметь энергичного руководителя, роль и значение которого усиливается в зависимости от количества и важности исследуемых проблем.
3. Членами групп важно иметь педагогов-исследователей, являющихся до своей квалификации специалистами широкого профиля и способных воплощать в себе феномен междисциплинарности. 4. Желательно определенное перекрытие в деятельности членов группы, то есть в группе полезно иметь специалистов, которые разбираются в предмете своих коллег на компетентном уровне. 5. Важно, чтобы члены группы обладали способностью к сотрудничеству, имели «духовное родство» или отношения, влияющие на создание благоприятного творческого климата. Они должны быть согласны с целями междисциплинарной деятельности и беспрерывно вести самооценку достигнутого.
Подводя общий итог, можно заключить, что на очереди дня -широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс блочно-модульных педагогических технологий. Уже первый опыт в этом плане подтвердил целесообразность такого выбора.

Комментарии (0)

Добавить комментарий