Сегодня:

Начало церкви во имя Святого Димитрия Солунского, устроенной на городском кладбище первоначально деревянным зданием, относится к 1810 году, когда в Новочеркасске уже были освящены первые деревянные молитвенные храмы: Александро-Невский и Троицкий, не считая освященного еще в 1805 г. временного деревянного Вознесенского собора. Осенью 1810 года деревянная кладбищенская Димитриевская церковь с приделом во имя св. пророка Илии была освящена. При ней построены деревянная колокольня и «досчатая ограда». Хотите купить светодиодные фары рабочего света ? Огромный выбор диодной LED оптики в магазине OffroadParts.ru

Свято-Димитриевская  (кладбищенская) церковь  Весной 1821 г. священник Димитриевской кладбищенской церкви Иосиф Персиянов докладывал Войсковой канцелярии о том, что имеющаяся вокруг церкви деревянная ограда «от долговременности произошла ныне в совершенную обветшалость», ввиду чего попадали во многих местах опорные столбы. Священник И. Персиянов докладывал также о том, что необходимо «поновить » краску на крыше, пришедшую «в повреждение», отремонтировать стены церкви, которые «поразсохлись, пропущают течь и ветер, отчего иногда тушатся свечи. Он предлагает сбить их вместе и обтянуть прочным холстом. Священник также просил на церковных папертях «сделать балконы». Войсковая канцелярия своим утренним решением © 29 от 4 мая 1821года приказала Войсковому архитектору коллежскому советнику К.С. Амвросимову принять меры к исправлению указанных недостатков.

Деревянная Димитриевская церковь простояла на городском кладбище до 1861 года (по другим данным по 1864 г.). Согласно данным Н.И. Краснова: «С 1857 года на городском Димитриевском кладбище строится каменная церковь, которая заменит теперь существующую деревянную. Употребляемые материалы и сумма пожертвованы благотворителями; церковь в 1859 году отстроена вчерне окончательно».(«Историко-статистическое описание земли войска Донского», Н.И.Краснов, год не указан, приблизительно 1861 г., стр. 503). Храм строится по инициативе Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (прах покоится в Вознесенском соборе — Е.К.) и Наказного Атамана М.Г. Хомутова на войсковые средства. В ней как и прежде устроены два престола: главный во имя Святого Димитрия Солунского и малый — во имя Святого Пророка Илии. Есть мнение, что автором проекта каменной Димитриевской церкви в Новочеркасске стал академик архитекторы Иван Осипович Вальпреда. («Голос истории», © 9, май 1996г., с. 2).

В 1900 году с благословения Архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия началась постройка кирпичного здания церковно-приходской школы при Димитриевской церкви. 27 августа 1901 г. состоялось торжество освящения здания новой школы (кирпичное здание на углу ул. Троицкой и Первомайской — Е.К.), в то время как сама школа при кладбищенской церкви была открыта за 4 года до этого. При освящении присутствовал Высокопреосвященный Афанасий, пел архиерейский хор под управлением регента о. М. Ерхана. По окончании молебна к собравшимся с речью обратился епархиальный наблюдатель Н.Я. Крупский. Он отметил, что в сравнительно бедном приходе удалось построить прекрасную церковно-приходскую школу в основном за счет пожертвований, среди которых особо были выделены пожертвования старосты Димитриевской церкви потомственного почетного гражданина Новочеркасска В.М. Маркова, попечителя школы купца Е.П. Бондарева и др. В заключении ученики и ученицы получили от попечителя школы подарки, а почетные гости были приглашены на скромную, но торжественную трапезу. Первый тост был «провозглашен за покровителя народного просвещения на Дону Высокопреосвящен. Афанасия, Архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго».(«Донские Епархиальные Ведомости», 1901 г, © 27, неоф. отд., с. 673 ).

С устройством в этом районе Новочеркасска в самом красивом здании церковно-приходской школы оживилась и сама приходская жизнь. Появился хор под руководством регента диакона-учителя А.С. Мухина. В здании школы стали проводиться религиозно-нравственные чтения. А через год возникло на базе школы Димитриевское Братство. Устав школьного Димитриевского Братства утвердил 27 марта 1902 года Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий.27 января 1903г. состоялось первое годичное собрание членов Димитриевского Братства, призванного «содействовать поддержанию и развитию в приходе народного образования в духе святой православной церкви». Делами Братства, в котором в 1902 г. состояло 48 членов, руководил совет Братства во главе с полковником М.Н. Смирновым. На средства членов Братства закупались учебники и учебные пособия, уголь для отопления, «волшебный фонарь» с картинками и т.д. Для учащихся устроили бесплатную елку с подарками под Новый 1903 год. Число членов Димитриевского братства росло. За их счет был устроен новый класс — по рукоделью для девочек. Братство ежегодно отчитывалось о своей работе на страницах «Донских Епархиальных Ведомостей».

В Димитриевской кладбищенской церкви имелись свои прихожане, живущие в этой западной части города, поэтому она была приходской. В этой церкви отпевали многих известных людей Новочеркасска и Дона. Среди могил священников у церковной ограды, например, в начале февраля 1918 года был похоронен первый выборный Атаман войска Донского со времен Петра 1 Алексей Максимович Каледин (могила не сохранилась, по преданиям прах Атамана тайно перенесли в одну из казачьих станиц). Но сохранился намогильный памятник из розоватого мрамора, правда с изменной в советское время надписью. Не сохранились могилы похороненного еще в 1841 году Донского историка В.Сухорукова, сына Наказного Атамана М.Г. Хомутова и многих других, Но есть сохранившиеся, хотя и разграбленные или разрушенные захоронения. Например, генералов Хрещатицкого, Лютенскова и др.

На кладбище в разные годы работали православные часовни. Например, судя по публикации газеты «Донские Ведомости» (© 86 от 1 января 1918 г.) на городском кладбище помимо Димитриевского храма имелась часовня, устроенная в память героев-донцов, участников Первой Мировой войны 1914-1918г.г.

У нас нет данных о том, что данная церковь закрывалась в советское время, поэтому можно предположить, что она работала все время со дня установления новой власти, т.е. с 1920 г. Но известно, например, что согласно акта переоценки стоимости здания Димитриевской церкви от 25 августа 1943 г., храм принадлежал общине верующих данного прихода и это значит, что она действовала. Есть документальное подтверждение и того, что Димитриевский храм действовал и в 1948 г. Так, в письме настоятеля Димитриевской церкви протоиерея Павла Автономова от 12 декабря 1948 г. на имя начальника Инвентаризационного бюро г. Новочеркасска (копии Уполномоченному по делам церквей при Доноблисполкоме и Патриаршее Управление г. Москва — Е.К.) указывается на то, что по прежней оценке стоимости здания храма (переоценка проводилась в Новочеркасске в 1928-1932 годах — Е.К.) оно стоило 56.800 руб. В 1948 г. цена практически удвоилась и стала 135.300 руб. В связи с эти возросла и сумма налога с данного храма на 785 руб. В силу этого настоятель храма спрашивает (стилистика автора письма сохранена): «1.На основании каких вычислений повышена эта оценка малого и почти полуразрушенного здания Кладбищенской церкви? 2.Осматиривали — ли здание церкви перед его переоценкой? 3.Обратили — ли внимание на то, что это здание: а) не капитальное, смешанное : из жженого кирпича, с слабым фундаментом, с деревянными полами и потолком (без сводов) ; б) что осадка фундамента под всеми стенами грозит разрушением все стенам..; е) видимо грунт под зданием храма был изуродован могилами; здание и теперь окружается могилами, которые примыкают к самим стенам храма, — а фундамент не достаточно глубок и массивен даже для таких небольших стен с их легкой верхней нагрузкой — двухскатной, деревянной, под железо крышей. 4.Почему это здание, представляющее собою неудачную смешанную кирпично-деревянную стройку, без других капитальных ценностей, оценено было в 56.800 руб., когда первоначальная его стройстоимость не превышала 15-18 тыс. руб., а теперь оценивается чудовищно в 135.300 руб. 5.Если эта стоимость восстановительная, почему не обратили внимание при переоценке, что здание с такими дефектами сдано по типовому договору общине верующих в бессрочное и бесплатное пользование, и на общину возложили ремонт здания? Тогда для чего же чудовищная оценка и напрасные и обидные платежи с общины? Разве Горкомхоз, как таковой, будет когда-либо реставрировать обыкновенные приходские храмы? Прошу Вас переосвидетельствовать здание Кладбищенской церкви и исправить неправильность оценки : не только не оставить оценку в 135.300 руб., но и с прежней оценки 56.800 руб. сбросить не менее 30 %, что было справедливо и более соответствовало бы действительности.» Подписали это письмо: настоятель церкви протоирей Павел Автономов, староста церкви Мишустина, казначей Федорищев и член ревизионной комиссии Миненкова.

Скорее всего, письмо было оставлено без ответа, так как копии ответа нет. К тому же здесь следует подчеркнуть и то, что при таких переоценках органы советской власти сознательно завышали стоимость церковных зданий и приписанных к ним помещений, а также жилых домов священнослужителей, с тем, чтобы увеличить налоговые поступления от них в городскую казну. Не обращали внимания и на парадоксы. Например, община того или иного храма производит ремонт здания церкви за свой счет, а при очередной переоценке обновленное здание оценивают уже по более высокой цене, а значит, и увеличивают налог с храма. Можно догадываться, что это делалось для того, чтобы верующие не ремонтировали свои храмы и тем самым постепенно пришли бы к их закрытию. Причем такое положение складывалось практически в отношении властей ко всем церквям Новочеркасска (да и страны в целом). Это была борьба за выживание, за собственное, не диктуемое властями духовное развитие. Как бы там ни было, но этот этап в истории Новочеркасских церквей прошел, и их прихожане надеялись и надеются на материальное и духовное возрождение.

Постановлением мэра г. Новочеркасска © 166 от 4 февраля 1997 г. «О регистрации права собственности на недвижимое имущество за приходами Русской Православной Церкви Ростовской-на-Дону епархии Московской Патриархии» здание Свято Димитриевской церкви на ул. Бабушкина © 61 было закреплено за приходом этого храма. Новым настоятелем храма с лета 1998 г. служит священник о. Евгений Маштанов, который старается по возможности и при помощи мэра Новочеркасска Н.И. Присяжнюка вести ремонт храма. В частности, радостным событием для верующих Новочеркасска стало освящение и устройство в Свято-Димитриевском храме в январе 1999 года 6-ти новых колоколов. Самый большой из них весит 150 кг. На каждом из них просматривается надпись: «Отлит в Воронеже в 1998 году». Мэр по поводу звона новых колоколов на Свято-Димитриевском храме сказал:» Пусть их звон откликается в душах горожан. Будет возможности, изыщем средства, чтобы отремонтировать церковь». Такую возможность нашли и сегодня мы видим Свято-Димитриевский храм полностью оштукатуренным, отремонтированной крышей, с позолоченными крестами, т.е. с определенным внешним церковным благолепием. Естественно, что необходимо провести еще немало реставрационных работ внутри храма, но и то, что сделано к началу 2000 года благодаря эффективной помощи Присяжнюка Н.И., свидетельствует о заметном улучшении материального состояния кладбищенского храма.